В образе Тараса Бульбы - главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя - воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.
Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, он \"отличался грубой прямотой своего нрава\" и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для \"бранной тревоги\". Его \"нежба\" - чистое поле да добрый конь. Служению \"товариществу\", отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи.
Это был один из числа коренных, старых полковников - мудрый и опытный предводитель казацкого войска. \"Все давало ему перевес перед другими, - пишет Гоголь, - и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам...\" Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого \"равного ему в доблести\".
Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и \"перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов\".
или
Образ Тараса Бульбы вобрал в себя лучшие черты казачества – твердые моральные устои, активность и ответственность, патриотизм и мужество, гордость и непримиримость к врагам и предателям. Вся жизнь Тараса подчинена служению отечеству, независимо от того, кто в данный момент находится у власти. Его идеалы высоки, а превыше всего – православная вера, как духовная основа, объединяющая всех русских людей, где бы они ни жили.
Сначала Тарас очень рад, что его сыновья выросли и возмужали. Он надеялся, что подросла достойная смена, и в первом общем бою дети его не подвели, бились достойно, ими можно было гордиться.
Тем больнее был удар для благородного отца, когда он узнал, что один из сыновей, Андрий, предал родную веру и семью, проявив слабость, ради женщины. Встретив сына во время боя на стороне противника, Тарас своей рукой убивает его, чтобы ничто не могло опозорить его род.
Не успевая из плена второго сына, Остапа, который был во всем ему подобен, так же силен в вере и мужестве, Тарас переживает второй жестокий удар судьбы, но ничто не может сломить его.
Бульба продолжает громить врага, но в решающем бою как будто сам отдает себя в руки противника, под предлогом любимой трубки. Смерть его мучительна, но жизнь, наверное, была сплошным адом, поэтому герой уже почти стремился окончить ее именно так.
Тарас Бульба жил и умер как герой, с полным сознанием своей великой миссии, со словами: «Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из русской земли своей царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!»
Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах. Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса: «А что, паны, - сказал Тарас, перекликнувшись с куренным. - Есть еще порох в пороховницах? Не ослабли ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Он проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причине несостоятельны, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, после расправы Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти. В этом эпизоде раскрылась сила характера Тараса. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына и его неустойчивости, излишней горячности. И, как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку. Самое страшное преступление для Тараса — измена отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу. чем по крови. Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа. Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на земле, на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен. Он ведет себя очень достойно, не молит врагов о пощаде. Умирая на костре, старый Тарас радуется, что не только сумел подсказать своим хлопцам путь к но и к осуществлению своего плана, то есть остается верен главному - товариществу, вере, Украине. А муки, смерть принимает как достойный конец достойной воинской жизни. Тарас Бульба - народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»
Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает униженных и оскорбленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя,-«точно необыкновенное явление русской силы». Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них.
В образе Тараса Бульбы - главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя - воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.
Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, он \"отличался грубой прямотой своего нрава\" и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для \"бранной тревоги\". Его \"нежба\" - чистое поле да добрый конь. Служению \"товариществу\", отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи.
Это был один из числа коренных, старых полковников - мудрый и опытный предводитель казацкого войска. \"Все давало ему перевес перед другими, - пишет Гоголь, - и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам...\" Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого \"равного ему в доблести\".
Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и \"перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов\".
или
Образ Тараса Бульбы вобрал в себя лучшие черты казачества – твердые моральные устои, активность и ответственность, патриотизм и мужество, гордость и непримиримость к врагам и предателям. Вся жизнь Тараса подчинена служению отечеству, независимо от того, кто в данный момент находится у власти. Его идеалы высоки, а превыше всего – православная вера, как духовная основа, объединяющая всех русских людей, где бы они ни жили.
Сначала Тарас очень рад, что его сыновья выросли и возмужали. Он надеялся, что подросла достойная смена, и в первом общем бою дети его не подвели, бились достойно, ими можно было гордиться.
Тем больнее был удар для благородного отца, когда он узнал, что один из сыновей, Андрий, предал родную веру и семью, проявив слабость, ради женщины. Встретив сына во время боя на стороне противника, Тарас своей рукой убивает его, чтобы ничто не могло опозорить его род.
Не успевая из плена второго сына, Остапа, который был во всем ему подобен, так же силен в вере и мужестве, Тарас переживает второй жестокий удар судьбы, но ничто не может сломить его.
Бульба продолжает громить врага, но в решающем бою как будто сам отдает себя в руки противника, под предлогом любимой трубки. Смерть его мучительна, но жизнь, наверное, была сплошным адом, поэтому герой уже почти стремился окончить ее именно так.
Тарас Бульба жил и умер как герой, с полным сознанием своей великой миссии, со словами: «Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из русской земли своей царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!»
Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Он проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причине несостоятельны, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, после расправы Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти.
В этом эпизоде раскрылась сила характера Тараса. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына и его неустойчивости, излишней горячности. И, как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку. Самое страшное преступление для Тараса — измена отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу. чем по крови.
Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа.
Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на земле, на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.
Он ведет себя очень достойно, не молит врагов о пощаде. Умирая на костре, старый Тарас радуется, что не только сумел подсказать своим хлопцам путь к но и к осуществлению своего плана, то есть остается верен главному - товариществу, вере, Украине. А муки, смерть принимает как достойный конец достойной воинской жизни.
Тарас Бульба - народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»
Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает униженных и оскорбленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя,-«точно необыкновенное явление русской силы». Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них.