1 ) Царь с царицею простился , В путь - дорогу снарядился , И царица у окна Села ждать его одна. 2 ) Вот в Сочельник в самый , ночь , Бог даёт царице дочь . 3 ) Свет мой , зеркальце ! Скажи да всю правду доложи : я ль на свете всех милее , всех румяней и белее ? 4 ) На девичник собираясь , вот царица , наряжаясь перед зеркальцем своим перемолвилася с ним : 5 ) Чёрной зависти полна , Бросив зеркальце под лавку , Позвала к себе Чернавку И наказывает ей , Сенной девушке своей , Весть царевну в глушь лесную И , связав её , живую Под сосной оставить там На съедение волкам . 6 ) Жизнь моя ! В чём , скажи , виновна я ? Не губи меня , девица ! А как буду я царица , я тебя . 7 ) До зари в лесу блуждая , между тем всё шла да шла и на терем набрела . 8 ) Входят семь богатырей , Семь румяных усачей . 9 ) И оставили одну , Отходящую ко сну . 10 ) Между тем царица злая , Про царицу вспоминая , Не могла простить её , А на зеркальце своё Долго дулась и сердилась ; 11 ) Ради скуки кушай яблочко , мой свет . 12 ) Напоено было ядом , знать , оно . 13 ) Не видало ль где на свете Ты царевны молодой ? 14 ) Ожила . 15 ) Обвенчался Елисей ;
Николай Алексеевич Некрасов был замечательным русским поэтом, честным и благородным. Его поэтический голос всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости. В своем стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов поднимает тему «благородного труда». Для того чтобы по-новому раскрыть эту тему, автор обращается к христианскому опыту святых подвижников.
Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело. Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу. И автор стихотворения рассказывает ему, что все это сделали простые люди, «массы народные», которые «…к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе». И в лунную ночь появляется толпа мертвецов. Они поют свою песню, в которой рассказывают о тяжелых и бесчеловечных условиях, в которых они строили железную дорогу:
* Мы надрывались под зноем, под холодом, * С вечно согнутой спиной, * Жили в землянках, боролись с голодом, * Мерзли и мокли, болели цингой.
Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божий ратники, мирные дети труда». И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды. Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете!» Впечатляет нас образ больного белоруса: «губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…», «ямою грудь». «Трудно свой хлеб добывал человек!» — с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую», не позабыл свою привычку к труду. И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.
В путь - дорогу снарядился ,
И царица у окна
Села ждать его одна.
2 ) Вот в Сочельник в самый , ночь ,
Бог даёт царице дочь .
3 ) Свет мой , зеркальце ! Скажи да всю правду доложи : я ль на свете всех милее , всех румяней и белее ?
4 ) На девичник собираясь , вот царица , наряжаясь перед зеркальцем своим перемолвилася с ним :
5 ) Чёрной зависти полна ,
Бросив зеркальце под лавку ,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей ,
Сенной девушке своей ,
Весть царевну в глушь лесную
И , связав её , живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам .
6 ) Жизнь моя ! В чём , скажи , виновна я ? Не губи меня , девица ! А как буду я царица , я тебя .
7 ) До зари в лесу блуждая , между тем всё шла да шла и на терем набрела .
8 ) Входят семь богатырей ,
Семь румяных усачей .
9 ) И оставили одну ,
Отходящую ко сну .
10 ) Между тем царица злая ,
Про царицу вспоминая ,
Не могла простить её ,
А на зеркальце своё
Долго дулась и сердилась ;
11 ) Ради скуки кушай яблочко , мой свет .
12 ) Напоено было ядом , знать , оно .
13 ) Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой ?
14 ) Ожила .
15 ) Обвенчался Елисей ;
Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело. Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу. И автор стихотворения рассказывает ему, что все это сделали простые люди, «массы народные», которые «…к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе». И в лунную ночь появляется толпа мертвецов. Они поют свою песню, в которой рассказывают о тяжелых и бесчеловечных условиях, в которых они строили железную дорогу:
* Мы надрывались под зноем, под холодом,
* С вечно согнутой спиной,
* Жили в землянках, боролись с голодом,
* Мерзли и мокли, болели цингой.
Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божий ратники, мирные дети труда». И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды. Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете!» Впечатляет нас образ больного белоруса: «губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…», «ямою грудь». «Трудно свой хлеб добывал человек!» — с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую», не позабыл свою привычку к труду. И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.