михаил андреевич осоргин облегчил работу своих будущих биографов. он сам рассказал о своей жизни – в написанной в конце жизни книге воспоминаний «времена», в десятках очерков. «наше поколение, - говорил осоргин, - находится в исключительно выгодных условиях: не успев состариться, мы прожили века".
осоргин – это псевдоним. настоящая фамилия писателя – ильин. он принадлежал к одному из самых древних дворянских родов. немаловажную роль в формировании личности и мировоззрения человека играют его детские годы. поэтому следует обратить внимание на то, что будущий писатель провел свое детство в российской глубинке.
м.а. осоргин родился 7 октября 1878 года в перми. «в моих детских воспоминаниях отец и мать заслоняют сестер и брата», - пишет осоргин в мемуарной повести «времена».
мать писателя – елена александровна ильина была образованной женщиной, много читала и знала несколько языков. свои знания она передала детям. отец писателя – андрей федорович ильин был судьей, разъезжал по уездным пермской губернии и редко бывал дома. он и больше всего уделял внимание мише – самому маленькому из детей. с ранних лет михаил вместе со своим отцом отправлялись на прогулку в лес. в этих походах мальчик постигал красоту леса, его тайну и величие. река для осоргина – часть его жизни. реально существующие кама, белая дема, волга, ока – это реки, где он часто проводил время с удочкой, «сладко тупел от лодки и рыбной ловли», глядя на их воды, переосмысливая жизнь.в произведениях осоргина мы встречаем «свою родную реку оку», «желтоватую и радужную от нефти волгу, с морщинками и солнечными всплесками», «стальную, многоводную и немного мрачную каму». изъездив всю европу, осоргин по-прежнему считал окрестности камы прекраснейшими пейзажами в мире.
детство, проведенное в перми, сменилось юношеством. осоргин уезжает в москву. в 1897 году михаил осоргин поступает на юридический факультет московского университета. в 1902 году оканчивает его и начинает заниматься адвокатской практикой.
но юридическое поприще не было призванием михаила андреевича. его «мечтаемая дорога» - . с гимназических лет он печатается в газетах. будучи студентом, регулярно посылает корреспонденции в «пермские губернские ведомости», ведет там постоянную рубрику «московские письма».
в очерке «девятьсот пятый год» (1930) писатель вспоминал, что участником революции был не столько сам, сколько его квартира: здесь скрывались революционеры, хранилась нелегальная , оружие. осоргин был арестован и приговорен к трем ссылки в томскую область. в мае 1906 года он чудом оказался на свободе. поначалу он скрывался под москвой, потом перебрался в финляндию, а затем оказался в италии, на вилле «мария» - в приюте многих политических эмигрантов.
умер писатель в шабри 27 ноября 1942 года. там и был похоронен.
множество раз просил он горького напечататься в россии: «невыносимо обидно совсем не быть читаемым… на родине»
тема стихотворения сергея есенина - восхищение березой зимой. автор показывает читателю красоту любимого дерева, создавая настроение радости, которое испытывает сам, когда видит березу в необычном, зимнем наряде.
в 1-й строфе есенин пишет о березе «принакрылась снегом» (а не «покрылась»). мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность. а дальше! сравнение «точно серебром» увидеть блеск снега.
во 2-й строфе перед нами – «пушистые ветки», укрытые снегом. поэт использует красивую метафору «распустились кисти белой бахромой». снег как бы появляется постепенно, будто распускается цветок. есенин олицетворяет березу: «и стоит береза», придавая дереву живой облик: перед нами словно живая девушка. замечателен эпитет «в сонной тишине». мы представляем эту тишину: будто выходишь во двор, а вокруг ни души, все еще спят. третья строфа насыщена поэтическими образами. метафора «и горят снежинки» заставляет увидеть блеск и сверкание снега. а эпитет «в золотом огне» представить золотое ожерелье снежинок, которые переливаются на заре.
4-я строфа дает уже не описания, а показывает действия. здесь главный образ – заря:
а заря, лениво
обходя кругом,
обсыпает ветки
новым серебром.
под словом «серебро» есенин подразумевает снег (мы уже встречались с подобными случаями).
михаил андреевич осоргин облегчил работу своих будущих биографов. он сам рассказал о своей жизни – в написанной в конце жизни книге воспоминаний «времена», в десятках очерков. «наше поколение, - говорил осоргин, - находится в исключительно выгодных условиях: не успев состариться, мы прожили века".
осоргин – это псевдоним. настоящая фамилия писателя – ильин. он принадлежал к одному из самых древних дворянских родов. немаловажную роль в формировании личности и мировоззрения человека играют его детские годы. поэтому следует обратить внимание на то, что будущий писатель провел свое детство в российской глубинке.
м.а. осоргин родился 7 октября 1878 года в перми. «в моих детских воспоминаниях отец и мать заслоняют сестер и брата», - пишет осоргин в мемуарной повести «времена».
мать писателя – елена александровна ильина была образованной женщиной, много читала и знала несколько языков. свои знания она передала детям. отец писателя – андрей федорович ильин был судьей, разъезжал по уездным пермской губернии и редко бывал дома. он и больше всего уделял внимание мише – самому маленькому из детей. с ранних лет михаил вместе со своим отцом отправлялись на прогулку в лес. в этих походах мальчик постигал красоту леса, его тайну и величие. река для осоргина – часть его жизни. реально существующие кама, белая дема, волга, ока – это реки, где он часто проводил время с удочкой, «сладко тупел от лодки и рыбной ловли», глядя на их воды, переосмысливая жизнь.в произведениях осоргина мы встречаем «свою родную реку оку», «желтоватую и радужную от нефти волгу, с морщинками и солнечными всплесками», «стальную, многоводную и немного мрачную каму». изъездив всю европу, осоргин по-прежнему считал окрестности камы прекраснейшими пейзажами в мире.
детство, проведенное в перми, сменилось юношеством. осоргин уезжает в москву. в 1897 году михаил осоргин поступает на юридический факультет московского университета. в 1902 году оканчивает его и начинает заниматься адвокатской практикой.
но юридическое поприще не было призванием михаила андреевича. его «мечтаемая дорога» - . с гимназических лет он печатается в газетах. будучи студентом, регулярно посылает корреспонденции в «пермские губернские ведомости», ведет там постоянную рубрику «московские письма».
в очерке «девятьсот пятый год» (1930) писатель вспоминал, что участником революции был не столько сам, сколько его квартира: здесь скрывались революционеры, хранилась нелегальная , оружие. осоргин был арестован и приговорен к трем ссылки в томскую область. в мае 1906 года он чудом оказался на свободе. поначалу он скрывался под москвой, потом перебрался в финляндию, а затем оказался в италии, на вилле «мария» - в приюте многих политических эмигрантов.
умер писатель в шабри 27 ноября 1942 года. там и был похоронен.
множество раз просил он горького напечататься в россии: «невыносимо обидно совсем не быть читаемым… на родине»
белая береза
под моим окном
принакрылась снегом,
точно серебром.
на пушистых ветках
снежною каймой
распустились кисти
белой бахромой.
и стоит береза
в сонной тишине,
и горят снежинки
в золотом огне.
а заря, лениво
обходя кругом,
обсыпает ветки
новым серебром.
тема стихотворения сергея есенина - восхищение березой зимой. автор показывает читателю красоту любимого дерева, создавая настроение радости, которое испытывает сам, когда видит березу в необычном, зимнем наряде.
в 1-й строфе есенин пишет о березе «принакрылась снегом» (а не «покрылась»). мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность. а дальше! сравнение «точно серебром» увидеть блеск снега.
во 2-й строфе перед нами – «пушистые ветки», укрытые снегом. поэт использует красивую метафору «распустились кисти белой бахромой». снег как бы появляется постепенно, будто распускается цветок. есенин олицетворяет березу: «и стоит береза», придавая дереву живой облик: перед нами словно живая девушка. замечателен эпитет «в сонной тишине». мы представляем эту тишину: будто выходишь во двор, а вокруг ни души, все еще спят. третья строфа насыщена поэтическими образами. метафора «и горят снежинки» заставляет увидеть блеск и сверкание снега. а эпитет «в золотом огне» представить золотое ожерелье снежинок, которые переливаются на заре.
4-я строфа дает уже не описания, а показывает действия. здесь главный образ – заря:
а заря, лениво
обходя кругом,
обсыпает ветки
новым серебром.
под словом «серебро» есенин подразумевает снег (мы уже встречались с подобными случаями).
стихотворение «белая береза» создает радостное, лирическое настроение.