По вертикали: 1.Фамилия главного героя «Романа в стихах» А.С.Пушкина. 3.Лицейский друг А.С.Пушкина. 5. Адресат стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» 7. Стихотворение А.С.Пушкина. 8. Историческое лицо, о котором упоминал А.С. Пушкин в элегии «К морю». 10. Фамилия помещика из произведения А.С.Пушкина «Дубровский». 13. Имя героя повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». 14.Одна из героинь романа А. С.Пушкина. 17.Жанр произведения А.С.Пушкина, повествующего о царе Салтане.19. Город, в который отправился Петр Гринев после нападения Пугачева на Белогорскую крепость. 21. Повесть А.С.Пушкина.По горизонтали: 2.Один из героев «романа в стихах» А.С.Пушкина. 4. «Автор» цикла повестей, в который вошли «Метель», «Барышня-крестьянка», и др. 6. Поэт, присутствовавший в Лицее на публичном экзамене и высоко оценивший оду А.С.Пушкина «Воспоминания в Царском Селе». 9.Повесть А.С.Пушкина «Станционный …».11 Стихотворение А.С.Пушкина. 12.Имя героя поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». 14.Символический образ в стихотворении А.С.Пушкина «Узник». 15. Действующее лицо в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». 16.Ода А.С.Пушкина. 18. Что предшествовало именинам Татьяны Лариной и предвещало последующие драматические события? 20. Фамилия русского писателя и философа, которому было посвящено стихотворение «Любви, надежды, тихой славы…» 22.Стихотворение А.С.Пушкина 1826г., в котором есть строки:Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье,Не презирал страны родной:Он презирал ее предназначенье.
«Видение отроку Варфоломею» — картина русского художника Михаила Васильевича Нестерова, первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому. Картина написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого:
Однажды в поле, куда Варфоломей пошёл по приказанию отца отыскивать коней, он увидел под дубом старца-черноризца, саном пресвитера. Старец молился, отрок подошёл к нему и поведал скорбь своей души. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о просвещении дитяти свыше, затем, достав ковчег, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, съешь: сия даётся тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания» .
Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцева. Абрамцево, бывшее имение Аксаковых, превратившееся с переходом к Мамонтовым из подмосковной дачи писателей в подмосковную дачу художников, впоследствии стало одним из излюбленных мест Нестерова.
Картина, вызвавшая самые противоречивые мнения, стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять:
Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей» . Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.
Однажды в поле, куда Варфоломей пошёл по приказанию отца отыскивать коней, он увидел под дубом старца-черноризца, саном пресвитера. Старец молился, отрок подошёл к нему и поведал скорбь своей души. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о просвещении дитяти свыше, затем, достав ковчег, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, съешь: сия даётся тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания» .
Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцева. Абрамцево, бывшее имение Аксаковых, превратившееся с переходом к Мамонтовым из подмосковной дачи писателей в подмосковную дачу художников, впоследствии стало одним из излюбленных мест Нестерова.
Картина, вызвавшая самые противоречивые мнения, стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять:
Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей» . Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.