СОР по Рус-лит 7 класс . 4 четверть ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание по русской литературе
за тему «Мораль, этика, ценности»
Цели обучения:
7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста;
7АИ 7. определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию
Критерии оценивания:
Обучающийся
1) характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста;
2) определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументирует свою позицию;
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 мин.
Задание
Прочитайте эпизод из рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Озаглавьте его. Составьте сложный план отрывка. Определите отношение автора к главным и второстепенным героям. Докажите своё мнение цитатами из текста.
Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре... На большой перемене я достал их и, боясь неприятной тишины, которую так трудно нарушить, слишком поспешно и неловко выкрикнул: - Кто хочет?! - Мне шматочек, - отозвался Пашка Быков, парень с нашей улицы. - И мне!.. И мне!.. Мне тоже!.. Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза. - Всем не хватит! - Пашка старался оттолкнуть напиравших, но никто не отступал. - Мне! Мне! Корочку!.. Я отламывал всем по кусочку. Наверное, от нетерпения, без злого умысла, кто-то подтолкнул мою руку, хлеб упал, задние, желая увидеть, что же случилось с хлебом, наперли на передних, и несколько ног по кускам, раздавило их. - Пахорукий! - выругал меня Пашка. И отошел. За ним все поползли в разные стороны. На окрашенном повидлом полу лежал растерзанный хлеб. Было такое ощущение, что мы все вгорячах нечаянно убили какое-то животное. Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как с не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял - она голодна тоже. - Это кто ж такой сытый? И все те, кого я хотел угостить хлебом, охотно, торжественно со злорадством объявили: - Володька Тенков сытый! Он это!.. Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом! Ольга Станиславна начала урок. - В раз мы проходили правописание... - И замолчала. - В раз мы... - Она старалась не глядеть на раздавленный хлеб. - Володя Тенков, встань, подбери за собой! Я покорно встал, не пререкаясь, подобрал хлеб, стер вырванным из тетради листком клюквенное повидло с пола. Весь класс молчал, весь класс дышал над моей головой. После этого я наотрез отказался брать в школу завтраки.
Критерии оценивания
Дескриптор
Обучающийся
Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста;
определяет место эпизода в произведении;
1
подбирает название эпизода;
1
выделяет важные для характеристики героя детали;
1
анализирует и истолковывает детали, создающие образ главного героя;
1
использует цитаты из текста для подтверждения своих мыслей;
1
делает выводы о характере героя; эмоционально выражает свое отношение к поведению героя и его системе ценностей;
1
Определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументирует свою позицию.
выделяет в тексте ключевые слова для характеристики героя;
1
характеризует героя на основе ключевых слов;
1
находит приемы, выражающие отношение автора к герою;
1
делает выводы об отношении автора к герою.
1
Всего
10
П. умен, хорошо образован. Он чувствует в своей душе большие силы, которые потратил попусту. "В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги". Внутренние качества героя автор выражает через его внешность. Аристократичность П. показывается Через худобу его бледных пальцев. При ходьбе он не размахивает руками - так выражается скрытность его натуры. Глаза П. не смеялись, когда смеялся он. Это можно назвать признаком постоянной душевной драмы. Внутренние метания героя особенно ярко отразились в его отношении к женщинам. Он выкрадывает молодую черкешенку Бэлу из родительского дома, какое-то время наслаждается ее любовью, но после она надоедает ему. Бэла гибнет. Он долго и методично привлекает к себе внимание княжны Мери. Им движет лишь желание всецело обладать чужой душой. Когда герой добивается ее любви, говорит, что не собирается на ней женится. На Минеральных водах П. встречает Веру, женщину, которая любила его в течение многих лет. Мы узнаем, что он издергал всю ее душу. П. искренне увлекается, но чрезвычайно быстро ему становится скучно, и он бросает людей, как сорванный по дороге цветок. В этом состоит глубокий трагизм героя. Окончательно осознав, что уже никто и ничто не сможет составить смысл его жизни, П. ждет смерти. Он нашел ее в дороге, по возвращении из Персии.
Эта книга рассказыват о том, что все мирские наслаждения не вечны. рано или поздно селовек пересыщается, и всё, что было важным для него, становится пылью. Ничего не вечно, всё тленно!
Главный герой повести Печёрин жил в 19 веке, золотом веке. Это время светской жизни, большой нравственности и морали, время чести и в тот же миг порока. В Росии в тот момент не было войн и жестокости,а были были, прекрасные дамы, романтика.
Однако главный герой побывал на войне, что зменило его мировозрение, взгяд на жизнь в целом. Он не отказывал себе в удовольствиях никогда. Печёрин был горд, элегантен, умён и довольно красив. Много дам падали перед ним, но полюбить он смог только раз. И эта любовь не была счастливой. Этот человек долго добивается чего-то, если действительно хочет. И быстро "перегорает", если получает предмет желания. Его жизнь не была длинной, но была наполнена яркими красками, разными приключениями и страстной любовью.
Автор книги очень интересно передавал повесть. Была она написана от лица незнакомца, который даже не был другом главного героя. Этот человек просто услышал историю Печёрина и реши написать книгу. Рассказы старого армейского друга Печёрина и его дневник в этом. Когда он познал истинную судьбу этого человека, был удивлён. Он, как мы сразу начинаем задумываться над правильностью своих поступков, начинаем понимать, что яро охотясь за дениемым, мы просто -напросто можем потерять интерес к этому.
Это произведение поистене заслуживает внимая, ведь раскрывает нам не только хорошие стороны когочасной светской жизни. А и передает всё притворство и пафосность, что была тогда. А также она понять, что на самом деле хотят люди, если они действительно чего-то хотят.