СОР! Сравните сцену экзекуции в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» с иллюстрацией И.И. Пчелко «Сквозь строй». Укажите, в чём заключается сходство вступления к поэме с данной иллюстрацией. Укажите, в чём заключается различие между фрагментом рассказа и данной иллюстрацией. Определите, удалось ли художнику передать образы, описанные в художественном тексте. Определите, соответствует ли данная иллюстрация проблематике произведения.
Вкомедии а.с. грибоедова горе от ума мы познакомились со многими героями, одним из которых был александр андреевиҹ чацкий. александр андреевиҹ чацкий оҹень хороший ҹеловек, на мой взгляд. он был хорошо воспитан. его поведение и его слова подҹеркивали какое-то изящество, тонкость и превосходство. чацкий, в отлиҹие от фамусова, умен и полон знаний. также александр андреевиҹ все время хотел делать ҹто-то на благо общества и ҹестно служить отеҹеству. и это еще раз подҹеркивает его благородство и превосходство. чацкий всегда был достоин самого луҹшего. и когда он полюбил софию, он, как и все молодые влюбленные люди, сҹитал, ҹто софия его любит так же страстно, как и он ее. но это было не так. когда чацкий, приехав, встреҹает софию, то наҹинает вспоминать прекрасное прошлое, не зная, ҹто софия уже давно не та, ҹто была раньше. александр вспоминает их вместе проведенное детство: где время то? где возраст тот невинный, когда, бывало, в веҹер длинный мы с вами явимся, исҹезнем тут и там, играем и шумим по стульям и столам. а тут ваш, батюшка с , за пикетом; мы в темном уголке, и кажется, ҹто в этом! вы помните? вздрогнем, ҹто скрипнет столик, но софию это прошлое ниҹуть не трогает, она сҹитает проведенное вместе с ним время просто ҹеством. влюбленный чацкий же этого не понимает. он по-прежнему прост и наивен в своей слепой любви. но все же, копирование запрещено как бы ни был чацкий привязан с софии, ему понадобился лишь один день, ҹтобы с его глаз спала пелена. он узнает, ҹто уже абсолютно безразлиҹен софии. это происходит так: чацкий предлагает софии свою в любую минуту, в любой беде, а она отказывает ему и говорит: на ҹто вы мне? . этим самым она подҹеркивает, ҹто он ей просто не нужен. александр, наконец, это понимает и решает уехать из москвы, ҹтобы не видеть всего гнусного и лицемерного, ҹто творится в доме фамусовых и, в ҹастности, с софией. чацкий поступил правильно, ҹто не стал вновь закрывать свои глаза на все прихоти и приҹуды софии. он раз и навсегда дал ей понять, ҹто есть на свете девушки благороднее и луҹше нее. чацкий уехал победителем, не дав себя обманывать дальше.
Одна из поэм м. ю. лермонтова, тематика которой тесно связана с его кавказским циклом, — поэма «мцыри» . это поэма романтическая, с идеальным героем, отличающимся гиперболичностью переживаний. в центре сюжета — судьба пленного мальчика, черкеса, попавшего в грузинский монастырь. события эти были связаны с путешествием лермонтова по военно-грузинской дороге, о чем писал еще п. а. висковатов. в мцхете поэт встретил одинокого монаха и узнал от него, что тот еще ребенком был взят в плен генералом ермоловым. генерал вез его с собой, но мальчик заболел, и его пришлось оставить в монастыре. ребенок долго не мог привыкнуть к своей новой жизни, тосковал, пытался убежать в горы, в результате тяжело заболел. выздоровев, он успокоился и остался в монастыре. рассказ этот произвел большое впечатление на лермонтова. кроме того, воображение поэта поразила и старинная грузинская песня о схватке юноши с тигром, где были такие строки: тигр и юноша сцепились средь полночной темноты, камни в пропасть покатились, обломалися кусты. все эти впечатления и нашли свое отражение в романтической поэме. мцыри наделен у поэта характерными чертами романтического героя: он бесконечно одинок в чуждом ему мире, наделен гордостью, сильной волей, мужественностью, огненно-мятежной душой, страстной жаждой жизни, свободы и борьбы. «это любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии тени его собственной личности» , — писал в. г. белинский. поэма построена в форме монолога-исповеди героя о трех днях, проведенных на воле. монастырь для мцыри — это символ тюрьмы, неволи. он тоскует по своей родине, где «люди вольны, как орлы» , по родному аулу, по своей семье, по отчему дому. поэтому он бежит из монастыря, где он жил с детства. три дня он скитается, пытаясь отыскать дорогу домой, но все усилия его бесполезны. заблудившись, мцыри вновь оказывается возле монастыря. силы героя уже на исходе, в финале поэмы он изображен умирающим. его находят монахи, и он вновь оказывается в монастыре. таким образом, поэма вместила в себя всего четыре дня из жизни мцыри, но они были самыми яркими и запоминающимися в его судьбе: ты хочешь знать, что делал я на воле? жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости моей. первое чувство, испытанное мцыри на воле, — восхищение красотой и величием природы. он видит «пышные поля» , «холмы, покрытые венцом дерев» , «горные хребты, причудливые, как мечты» , «снега, горящие, как алмаз» . картины природы вызывают в памяти образ родного дома: герой вспоминает «в тени рассыпанный аул» , «свет лунных вечеров» , «вечерний гул домой бегущих табунов» , «смуглых стариков» , отца «в одежде боевой» и молодых своих сестер. поэт замечает, что цель побега мцыри — не только возвращение домой, но желание видеть «божий мир» , желание «узнать, прекрасна ли земля» , «д ля воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы» . это свободомыслие героя, его стремление проникнуть в тайны природы, обрести смысл жизни звучит в горячем, вдохновенном признании: …о! я как брат обняться с бурей был бы рад! глазами тучи я следил, рукою молнию ловил… скажи мне, что средь этих стен могли бы дать вы мне взамен той дружбы краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой? . «…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натурау этого мцыри! » , — писал в. г. белинский, восхищенный этими строчками. в своих скитаниях герой слышит крик шакала, видит змею, скользившую меж камней, но он не испытывает страха: «как зверь» , он «чужд людей» и близок к природе. природа в рассказе мцыри словно оживает: «дохнули сонные цветы» , «туманный лес заговорил» , ему «внятен» шум потока, шепот кустов. не слышит он лишь «человека гордый глас» .