В одной деревне жил старик со старухой. Когда они поженились, у них уже было по дочке. Мачеха не любила старику девочку, заставляла ее работать, и ничем старухе нельзя было угодить. А девушка была добрая и трудолюбивая, но старуха ее все равно ненавиела. Старухиина же дочка была ленивая и глупая, но та дочке все прощала и работать не заставляла.
Решила мачеха совсем сжить падчерицу со свету. Заставила старика увезти падчерицу зимой в дремучий лес. Запряг старик лошадь, посадил свою дочь в сани и повез в лес, где и оставил девочку под сосной.
Сидит девочка на снегу, замерзает. Подошел к ней Морозко, дунул на нее холодом и спросил: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?». Девочка была вежливая, поэтому ответила: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка», хоть и замерзла вся. Морозко три раза дул на падчерицу, а она все терпела и отвечала, что ей тепло. Сжалился Морозко над ней, укутал собольей шубой, дал ей богатые подарки.
А мачеха думает, что падчерица погибла. Послала она старика в лес мертвую дочь забрать. Старик поехал в лес и привез дочь в шубе соболиной и с сундуком драгоценностей.
Наутро отправила старуха свою дочку на то же место в лесу - и ей подарков захотелось. Мачехина дочка была невежливая, нагрубила Морозко и не только не получила подарков, но и замерзла насмерть. Когда узнала об этом злая и жадная старуха, стала выть-голосить, да поздно было.
Крылов - первый по времени ученик А. Г. Венецианова, художник, с которого началась история Сафонковской школы. Венецианов встретил Крылова в Теребенском монастыре Тверской губернии, где тот на положении подмастерья расписывал иконостас с артелью калязинских иконописцев. По совету Венецианова Крылов начал рисовать с натуры и писать портреты. В 1825 году он приехал в Петербург, поселился у Венецианова как его ученик и одновременно стал посещать рисовальные классы Академии художеств.
Картин Никифора Крылова известно очень мало, «Русская зима» — наиболее значительная из них. В документах Общества поощрения художников, покровительством которого пользовался Крылов, сохранились сведения об истории написания этого пейзажа. Когда у молодого художника возникло намерение исполнить с натуры зимний вид, нашлись меценаты, готовые ему в этом. По выборе Крыловым места около Тосны ему выстроили там целую мастерскую, «дав художнику и содержание во все время его занятий». В течение месяца картина была закончена, и после появления ее на выставке Академии художеств в 1827 произвела на зрителей сильное впечатление.
Работая над пейзажем, Крылов оставался верен принципу, внушенному ему Венециановым, «ничего не изображать иначе чем в натуре является и повиноваться ей одной». Художник писал ландшафт с высокого берега, и это позволило ему представить широкую панораму местности. С косогора дорога спускается в пойму реки Тосны с берегами, поросшими кустарником, вдали видна темная полоса густого хвойного леса. Живописец тонко почувствовал состояние природы в зимний день. На снегу лежат голубоватые тени, небо покрыто облаками, предметы четко вырисовываются на фойе снега. Пейзаж оживляют фигуры людей, занятых повседневными делами: здесь и две женщины, встретившиеся на пути к проруби, где полощут белье, и статная крестьянка с деревянными ведрами на коромысле, и молодой крестьянин, ведущий под уздцы лошадь. Зоркость натурного наблюдения сочетается у Крылова с поэтичностью общего настроения, одушевляющего пейзаж.
В одной деревне жил старик со старухой. Когда они поженились, у них уже было по дочке. Мачеха не любила старику девочку, заставляла ее работать, и ничем старухе нельзя было угодить. А девушка была добрая и трудолюбивая, но старуха ее все равно ненавиела. Старухиина же дочка была ленивая и глупая, но та дочке все прощала и работать не заставляла.
Решила мачеха совсем сжить падчерицу со свету. Заставила старика увезти падчерицу зимой в дремучий лес. Запряг старик лошадь, посадил свою дочь в сани и повез в лес, где и оставил девочку под сосной.
Сидит девочка на снегу, замерзает. Подошел к ней Морозко, дунул на нее холодом и спросил: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?». Девочка была вежливая, поэтому ответила: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка», хоть и замерзла вся. Морозко три раза дул на падчерицу, а она все терпела и отвечала, что ей тепло. Сжалился Морозко над ней, укутал собольей шубой, дал ей богатые подарки.
А мачеха думает, что падчерица погибла. Послала она старика в лес мертвую дочь забрать. Старик поехал в лес и привез дочь в шубе соболиной и с сундуком драгоценностей.
Наутро отправила старуха свою дочку на то же место в лесу - и ей подарков захотелось. Мачехина дочка была невежливая, нагрубила Морозко и не только не получила подарков, но и замерзла насмерть. Когда узнала об этом злая и жадная старуха, стала выть-голосить, да поздно было.
Картин Никифора Крылова известно очень мало, «Русская зима» — наиболее значительная из них. В документах Общества поощрения художников, покровительством которого пользовался Крылов, сохранились сведения об истории написания этого пейзажа. Когда у молодого художника возникло намерение исполнить с натуры зимний вид, нашлись меценаты, готовые ему в этом. По выборе Крыловым места около Тосны ему выстроили там целую мастерскую, «дав художнику и содержание во все время его занятий». В течение месяца картина была закончена, и после появления ее на выставке Академии художеств в 1827 произвела на зрителей сильное впечатление.
Работая над пейзажем, Крылов оставался верен принципу, внушенному ему Венециановым, «ничего не изображать иначе чем в натуре является и повиноваться ей одной». Художник писал ландшафт с высокого берега, и это позволило ему представить широкую панораму местности. С косогора дорога спускается в пойму реки Тосны с берегами, поросшими кустарником, вдали видна темная полоса густого хвойного леса. Живописец тонко почувствовал состояние природы в зимний день. На снегу лежат голубоватые тени, небо покрыто облаками, предметы четко вырисовываются на фойе снега. Пейзаж оживляют фигуры людей, занятых повседневными делами: здесь и две женщины, встретившиеся на пути к проруби, где полощут белье, и статная крестьянка с деревянными ведрами на коромысле, и молодой крестьянин, ведущий под уздцы лошадь. Зоркость натурного наблюдения сочетается у Крылова с поэтичностью общего настроения, одушевляющего пейзаж.