Актуальность комедии Недоросль сегодня заключается в том, что невежды всегда будут существовать, в любом поколении есть те, кто не внемлют наукам и не хотят учиться! везде есть такие Простаковы - властные и жесткие, которые ради своей выгоды готовы пойти на все! и всегда будут такие учителя, которые не опуская рук будут мучиться с этими невеждами.Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига, связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому конфликту. Основной конфликт комедии — борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).
В центре повествования поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» образы Петра I и дворянина Евгения.Во вступлении к поэме мы можем видеть Петра-реформатора, «полного великих дум», который сумел покорить стихию и построить великий город Петербург, затмивший даже Москву. Петербург был великолепен и прекрасен для людей высшего света, но он часто губил людей, не обличенных властью и не имевших достатка. Так и все реформы Петра были направлены на улучшение жизни знати. Простого человека они не затрагивали, а то и вовсе могли погубить.Далее в поэме Пушкин уже показывает Петра I не как живого человека, историческую личность, а как памятник, «кумир на бронзовом коне». Поэт отмечает непреодолимую мощь Петра. Он находится в непоколебимой вышине: его не могут испугать бушующая Нева, порывы ветра, горами встающие волны.Евгений — бедный дворянин, живет на окраине старого Петербурга, в Коломне, где-то служит и не думает о своих знатных предках. Он вечно испытывает нужду и лишь мечтает об удобном местечке да о женитьбе на такой же бедной девушке, как он сам. Его мечты — мечты самого обыкновенного человека о семье, доме, работе. Герой надеется, что «кое-как себе устроит / Приют смиренный и простой / И в нем Парашу успокоит». Но наводнение разрушает мечты Евгения, смыв домик его невесты. Причину своего несчастья Евгений видит в «роковой воле» того, кто основал город на «топи блат».В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство, олицетворенное Петром I и обычного человека с его желаниями и потребностями. Вот почему, в финальной сцене он изобразил фантастическую погоню Медного всадника за несчастным безумцем Евгением. Пушкин показал нам, что «правда» человеческая не менее важна, чем «правда» власти!
Основной конфликт комедии — борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).