Поэзия, изображающая картины природы, называется пейзажной и имеет различное художественное значение в зависимости от направления ( течения) и стиля автора. впервые пейзажная лирика стала иметь самостоятельное значение в xviii веке в эпоху сентиментализма. лирический герой у сентименталистов изображался на фоне природы, противопоставленной агрессивному цивилизованному миру. причем картины природы были идиллическими и подавались в элегических тонах воспоминаний о прошлом. в противоположность сентименталистам, природа в поэзии романтиков предстает бушующей, могучей и мрачной. пейзажная лирика романтизма служит средством создания необычного, порой фантастического мира, противопоставленного реальности. картины природы соответствует лирическому герою того времени: меланхолично-мечтательному или, наоборот, мятущемуся и бунтующему. характер пейзажной лирики изменился в xix веке (в россии, начиная с а. с. пушкина) , когда на смену клише и стереотипам, характерным для пейзажной лирики того или иного направления, пришло индивидуально-авторское видение природы. формы присутствия пейзажей в лирике разнообразны: от мифологического воплощения сил природы до олицетворений или отождествлений их с человеком. в пейзажной лирике принято использовать прием «психологического параллелизма» , когда происходит внутреннее или внешнее сопоставление состояния лирического героя с состоянием окружающей его среды, что подчеркивает гармонию или дисгармонию в отношениях человека и окружающего его мира. иногда изображение природы в пейзажной лирике имеет символическое значение, как в стихотворении м. ю. лермонтова «утес» , в котором речь идет о невозможности двух сердец быть вместе, а в образах утеса и тучки изображаются разлученные возлюбленные. в пейзажной лирике разных стран можно выделить «местные» и «экзотические» описания природы. характерные для россии лес, река, поле, березы являются «местным» пейзажем. стихотворения а. с. пушкина «деревня» , «зимнее утро» . а «экзотическими» - описания пустынь, гор, морей. как в стихотворениях а. с. пушкина «к морю» , «анчар» .
Герасима, жившего в деревне, по капризу барыни привозят в город, где он попадает в атмосферу подхалимства и завистничества, которая царит среди крепостных в доме помещицы. На этом фоне разворачивается трогательная история его любви к прачке Татьяне: «Куда, бывало, она ни пойдет, он уж тут как тут, идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками…» Но барыня из своих соображений отдает Татьяну за пьяницу башмачника Капитона, с чем Герасиму приходится смириться.Поэтому объяснима привязанность героя к им щенку: Муму оказалась единственным существом, которое на его ласку отвечало взаимностью. Давно спорят, почему Герасим выполняет приказ барыни утопить Муму, а затем без разрешения уходит в деревню. В этом поступке усматривали ярко выраженный протест против крепостного права. Но тогда непонятны причины его неожиданной жестокости по отношению к любимому существу.Одна из вероятных разгадок — в трактовке, принадлежащей И.С.Аксакову, который считал Герасима символом русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости.
Думаю так