Составь вопросительный план по«Записки охотника» имеют глубокое общественное значение - в них Тургенев начал приводить в исполнение свою «аннибаловскую
клятву». Он описал целый ряд народных типов и показал, какие вы-
соконравственные и умные личности встречаются в народе, что и
у простых крестьян есть душа, душа человеческая, что они умеют
думать и чувствовать так же, как думают и чувствуют образованные
русские люди.
Наряду с общественным, «Записки охотника» имеют и большое
литературно-художественное значение. Тургенев является одним
за представителей той реалистической школы, основателями кото-
рой в русской литературе были Пушкин и Гоголь. Беспристрастно,
картину за картиной, на фоне чудесных описаний природы он ри-
сует реальные образы из народной среды, сцены из народной жиз-
ни. Поэтическая мечтательность гармонично смешивается в них
с ясной действительностью.
Необыкновенно красив и щедри язык «Записок охотника», автор
поразительно талантливо схватывал и так же талантливо передавал
отдельные черты, детали, придающие всей картине полноту и яс-
ность. До Тургенева еще никто в русской литературе так тонко
и умело не справлялся с богатствами русского языка, не придавал
ему такой выразительности.
Многие из нас хотя бы раз в жизни чувствовали, что их связывает с человеком больше, чем знакомство и дружба. Иногда самый близкий родственник не понимает ваши стремления и душевные порывы. При этом, с посторонним человеком, которого вы знаете сосем недавно, почувствуете единение, необъяснимое никакими законами логики. Рядом с ним вы чувствуете себя спокойно и легко, словно знаете друг друга несколько лет. Многие из нас верят в существование родственных душ, но есть и скептики, утверждающие, что это миф.
Поразительное понимание природы души продемонстрировал великий Шекспир. Его «Ромео и Джульетта» — лучший пример родства душ возлюбленных, воспетый в литературе.
Они сразу узнали друг друга. Но все вокруг складывалось против них: вражда семейств, удобный для всех жених Джульетты. А они отдались велению сердца. В чем были их уроки? Для чего нужна была эта встреча? Уроки почерпнули их близкие: потрясенные гибелью двух чистых влюбленных, родственники примирились над их могилами.
Барщинная повинность заключается в труде, чем она и отличается от оброка (доставлении денег или естественных произведений труда).
Труд этот обязательный, то есть не зависящий от свободного взаимного соглашения отдельных лиц, а прямо вытекающий из установившихся между сторонами отношений, в большинстве случаев получивших законодательную санкцию; этим существеннейшим своим признаком барщина отличается от труда свободного и подлежит критической оценке лишь в сравнении с ним; ввиду этого же признака под понятие барщины в полном смысле слова не может подходить обусловленный добровольным соглашением сторон земледельческий труд, заступающий место денежного платежа за пользование землей при её найме.
Это труд даровой, отбываемый лишь в виде вознаграждения за пользование землей, но не требующий сам вознаграждения, чем барщина и отличается от так называемых «принудительных работ».
Барщинная работа исполняется в пользу землевладельца — феодального сеньора на Западе, помещинного или вотчинного боярина в России, каковыми являлись лица высшего привилегированного сословия, отчего и произошли её немецкое (на староверхнегерманском наречии «fro» означало господина), русское (от «боярин») и польское (от «pan» — господин) названия; этот признак служит отличительной чертою барщины от обязательных работ, отбываемых в пользу государства или общины, как, например, проведение дорог, постройка плотин и т. п., входящих в разряд так называемых натуральных государственных повинностей.
Исполнение работ, составляющих содержание этой повинности, лежит на крепостных и временно обязанных, одним словом, зависимых от землевладельца земледельцах, потому что как возникновение, так и прекращение барщины тесно связано с установлением и отменой крепостного права, являясь одним из важнейших его элементов; при этом необходимо обратить внимание на отличие барщины, с одной стороны, от работ, принимаемых на себя свободным человеком взамен наёмной платы, с другой стороны — от невольничьего или рабского труда. Что касается первого различия, то характерной его чертою является договорного отношения и возможность его одностороннего прекращения при известных условиях, не говоря уже об определенности обязательства, которая хоть и не чужда барщине, но далеко не является при ней общим правилом. Обращаясь ко второму противопоставлению, нельзя не заметить, что рабство, всецело охватывающее личность и приравнивающее раба к вещи, не оставляло ему ни малейшего простора деятельности, не признавало за ним никаких ни личных, ни имущественных прав, потому что как всякая работа раба, так и её произведения считались собственностью господина и назначение их вполне зависело от произвола последнего