Пугачев емельян иванович (1740 или 1742 - 1775), предводитель крестьянского восстания 1773-1775, донской казак, участник семилетней 1756-63 и -турецкой 1768-74 войн, хорунжий. под именем императора петра iii поднял восстание яицких казаков в августе 1773. в сентябре 1774 заговорщиками выдан властям. казнен в москве на болотной площади. сцена казни а. с. пушкиным в книге " пугачева" (см. фрагмент) пугачев емельян иванович (1742? - 1/75). выйдя в 1773 из тюрьмы, куда его посадили за участие в расколе, пугачев выдает себя за чудом спасшегося от убийц царя петра iii. увлекая за собой сначала донских, затем уральских казаков, местное население (башкир, калмыков, татар) , недовольное правлением, а также немало украинских крестьян, бежавших от неминуемого закрепощения, пугачев поднимает восстание, охватившее обширные области. восставшие берут яицкий городок, а затем, двигаясь вверх по реке яик (ныне урал) , и все крепости, за исключением так и не сдавшегося оренбурга. придя на север, пугачев завладевает пушками и военными припасами с уральских заводов. затем он спускается по волге, легко занимая ряд городов, "царя"-освободителя, который обещает отмену крепостного права и снижение податей. на востоке восстание охватывает области западной сибири, на севере доходит до перми, на западе - до тамбова и на юге - до нижней волги. пугачев допустил, однако, серьезную тактическую ошибку, оставив у себя в тылу не сдавшиеся ему укрепления, которые затем служили опорными пунктами для правительственных войск. генералы бибиков, михельсон, потом суворов переходят в наступление и отбрасывают его в сторону каспийского моря. в августе 1774 михельсон разбивает его под царицыном. деморализованные нерешительностью своего вождя, восставшие постепенно разбегаются. сам пугачев, выданный сообщниками властям за 100 тыс. руб. , доставлен в москву в железной клетке, осужден и обезглавлен 10 (21) января 1775. крестьянская война приводит к принятию ответных репрессивных мер в 1775: крепостное право распространено на всю украину, последние казацкие вольности отменены, и положен конец существованию запорожской сечи.
Крылов - первый по времени ученик А. Г. Венецианова, художник, с которого началась история Сафонковской школы. Венецианов встретил Крылова в Теребенском монастыре Тверской губернии, где тот на положении подмастерья расписывал иконостас с артелью калязинских иконописцев. По совету Венецианова Крылов начал рисовать с натуры и писать портреты. В 1825 году он приехал в Петербург, поселился у Венецианова как его ученик и одновременно стал посещать рисовальные классы Академии художеств.
Картин Никифора Крылова известно очень мало, «Русская зима» — наиболее значительная из них. В документах Общества поощрения художников, покровительством которого пользовался Крылов, сохранились сведения об истории написания этого пейзажа. Когда у молодого художника возникло намерение исполнить с натуры зимний вид, нашлись меценаты, готовые ему в этом. По выборе Крыловым места около Тосны ему выстроили там целую мастерскую, «дав художнику и содержание во все время его занятий». В течение месяца картина была закончена, и после появления ее на выставке Академии художеств в 1827 произвела на зрителей сильное впечатление.
Работая над пейзажем, Крылов оставался верен принципу, внушенному ему Венециановым, «ничего не изображать иначе чем в натуре является и повиноваться ей одной». Художник писал ландшафт с высокого берега, и это позволило ему представить широкую панораму местности. С косогора дорога спускается в пойму реки Тосны с берегами, поросшими кустарником, вдали видна темная полоса густого хвойного леса. Живописец тонко почувствовал состояние природы в зимний день. На снегу лежат голубоватые тени, небо покрыто облаками, предметы четко вырисовываются на фойе снега. Пейзаж оживляют фигуры людей, занятых повседневными делами: здесь и две женщины, встретившиеся на пути к проруби, где полощут белье, и статная крестьянка с деревянными ведрами на коромысле, и молодой крестьянин, ведущий под уздцы лошадь. Зоркость натурного наблюдения сочетается у Крылова с поэтичностью общего настроения, одушевляющего пейзаж.
Картин Никифора Крылова известно очень мало, «Русская зима» — наиболее значительная из них. В документах Общества поощрения художников, покровительством которого пользовался Крылов, сохранились сведения об истории написания этого пейзажа. Когда у молодого художника возникло намерение исполнить с натуры зимний вид, нашлись меценаты, готовые ему в этом. По выборе Крыловым места около Тосны ему выстроили там целую мастерскую, «дав художнику и содержание во все время его занятий». В течение месяца картина была закончена, и после появления ее на выставке Академии художеств в 1827 произвела на зрителей сильное впечатление.
Работая над пейзажем, Крылов оставался верен принципу, внушенному ему Венециановым, «ничего не изображать иначе чем в натуре является и повиноваться ей одной». Художник писал ландшафт с высокого берега, и это позволило ему представить широкую панораму местности. С косогора дорога спускается в пойму реки Тосны с берегами, поросшими кустарником, вдали видна темная полоса густого хвойного леса. Живописец тонко почувствовал состояние природы в зимний день. На снегу лежат голубоватые тени, небо покрыто облаками, предметы четко вырисовываются на фойе снега. Пейзаж оживляют фигуры людей, занятых повседневными делами: здесь и две женщины, встретившиеся на пути к проруби, где полощут белье, и статная крестьянка с деревянными ведрами на коромысле, и молодой крестьянин, ведущий под уздцы лошадь. Зоркость натурного наблюдения сочетается у Крылова с поэтичностью общего настроения, одушевляющего пейзаж.