Уже неоднократно отмечалось, что в "Преступлении и наказании" все действие романа, не считая, конечно, эпилога, происходит в течение четырнадцати дней. Читатель, возможно, и не замечает этого, ибо в реальной жизни за две недели не может произойти столько событий. Однако Достоевский очень строго по часам, а иногда и минутам расписывает в окончательной редакции романа время начала и окончания очень многих событий. Совершенно точно обозначена смена дней, заполненных последовательно проходящими эпизодами, или "пустых", в которых автор не отмечает ни одного события, и вся эта строго сегментированная система времени ведет свой отсчет от главного сюжетно-композиционного центра романа: от акта убийства старухи и Лизаветы. События романа, как указано Автором, начинаются в "начале июля" (проба Раскольникова) , и более ни разу не упоминаются ни месяц, ни числа, ни дни недели (ср. "Бесы"). Однако при внимательном чтении легко устанавливается, что до убийства проходят два дня и после убийства еще один день, сплошь заполненных непрерывным течением событий, а затем наступают три "пустых" дня беспамятства Раскольникова. После этого "пустого" интервала в течение трех дней события следуют одно за другим, с точным указанием смены дней, но уже в новой системе отсчета: от выздоровления Раскольникова до смерти Катерины Ивановны. Затем снова наступают два "пустых" дня неопределенных, не описанных Автором "раздумий" Раскольникова. События последних двух дней образуют свою систему времени, которая и обрывается окончанием сюжетной части романа - приходом Раскольникова в полицию. Схематически течение времени в романе "Преступление и наказание" может быть представлено так: 1 день - проба 2 день - пусто 3 день - убийство 4 день - беспамятство 5, 6, 7 дни - пусто 8 день - выздоровление Раскольникова 9 день - пусто 10 день - смерть Катерины Ивановны 11,12 дни - пусто 13 день - похороны Катерины Ивановны 14 день - приход Раскольникова в полицию.
После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновленный Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька.
Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя.
Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку. Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. "Мне казалось, что я утопил человека", - писал позже Гоголь.
Патриархальный мир семейства Гоголей был тесно переплетен с народными представлениями и православной религией. С младенчества Николаю запомнился рассказ бабушки о лестнице, спускаемой с небес ангелами, подающими руку душе умершего. Лестница — подъем, возвышение духа, духовный взлет. Образ лестницы, соединяющей землю с небом, введен в повесть «Майская ночь, или Утопленница»: Левко говорит красавице Ганне о длинной лестнице от неба до земли, которую ставят перед Светлым Воскресением святые архангелы.
Рассказ матери о Страшном суде, о благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и страшных, вечных муках грешных потряс сознание Гоголя на всю жизнь, «возбудил всю чувствительность». Неслучайно по воле писателя в «Ночи перед Рождеством» Вакула в левом крылосе церкви нарисовал ад и такого гадкого черта, «что все плевали, когда проходили мимо», а бабы подносили к изображению расплакавшееся дитя, и оно «удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». «А черт для Гоголя, — как замечал проницательный В. Набоков, — это вихляющаяся нечисть, мелкий подлец, невыразимо гаденький. Раздавить его тошно и сладостно. Дьявол Гоголя был из мелких чертей, которые чудятся русским пьяницам. В чем-то такому восприятию маменька Мария Ивановна, женщина добрая, но исполненная религиозных экзальтаций, расписывая сыну обитателей ада в самых приближенных к земным существам образах, не мало содействовала привитию сыну мистического восприятия мира».
События романа, как указано Автором, начинаются в "начале июля" (проба Раскольникова) , и более ни разу не упоминаются ни месяц, ни числа, ни дни недели (ср. "Бесы"). Однако при внимательном чтении легко устанавливается, что до убийства проходят два дня и после убийства еще один день, сплошь заполненных непрерывным течением событий, а затем наступают три "пустых" дня беспамятства Раскольникова. После этого "пустого" интервала в течение трех дней события следуют одно за другим, с точным указанием смены дней, но уже в новой системе отсчета: от выздоровления Раскольникова до смерти Катерины Ивановны. Затем снова наступают два "пустых" дня неопределенных, не описанных Автором "раздумий" Раскольникова. События последних двух дней образуют свою систему времени, которая и обрывается окончанием сюжетной части романа - приходом Раскольникова в полицию.
Схематически течение времени в романе "Преступление и наказание" может быть представлено так:
1 день - проба
2 день - пусто
3 день - убийство
4 день - беспамятство
5, 6, 7 дни - пусто
8 день - выздоровление Раскольникова
9 день - пусто
10 день - смерть Катерины Ивановны
11,12 дни - пусто
13 день - похороны Катерины Ивановны
14 день - приход Раскольникова в полицию.
После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновленный Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька.
Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя.
Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку. Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. "Мне казалось, что я утопил человека", - писал позже Гоголь.
Патриархальный мир семейства Гоголей был тесно переплетен с народными представлениями и православной религией. С младенчества Николаю запомнился рассказ бабушки о лестнице, спускаемой с небес ангелами, подающими руку душе умершего. Лестница — подъем, возвышение духа, духовный взлет. Образ лестницы, соединяющей землю с небом, введен в повесть «Майская ночь, или Утопленница»: Левко говорит красавице Ганне о длинной лестнице от неба до земли, которую ставят перед Светлым Воскресением святые архангелы.
Рассказ матери о Страшном суде, о благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и страшных, вечных муках грешных потряс сознание Гоголя на всю жизнь, «возбудил всю чувствительность». Неслучайно по воле писателя в «Ночи перед Рождеством» Вакула в левом крылосе церкви нарисовал ад и такого гадкого черта, «что все плевали, когда проходили мимо», а бабы подносили к изображению расплакавшееся дитя, и оно «удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». «А черт для Гоголя, — как замечал проницательный В. Набоков, — это вихляющаяся нечисть, мелкий подлец, невыразимо гаденький. Раздавить его тошно и сладостно. Дьявол Гоголя был из мелких чертей, которые чудятся русским пьяницам. В чем-то такому восприятию маменька Мария Ивановна, женщина добрая, но исполненная религиозных экзальтаций, расписывая сыну обитателей ада в самых приближенных к земным существам образах, не мало содействовала привитию сыну мистического восприятия мира».
(Вроде так)