Составить конспект лекции а. архангельского по романтизму:
у направления есть манифест – документ, в котором изложены программные, художественные принципы нового течения.
классицизм, в отличие от сентиментализма, был не просто направлением в искусстве, это целая эпоха, захватившая разные стороны человеческой жизни.
в конце xviii столетия в университетском городе йена собрался
кружок молодых интеллектуалов: сказочники новалис и тик, философы шеллинг и шлегель. они обсуждали события в европе. связывали происходящие в политической жизни с тем, что хотели перенести в . именно там зарождается термин «романтизм» как новое направление в искусстве.
от какого слова происходит слово «романтизм»?
романтизм – художественное направление в культуре конца xviii – начала xix в.
роман – крупная эпическая форма. романы писались на современных языках, не на латыни (см. рис. 1).
в 1789-м году во франции произошла великая революция – политическое событие, переворот в отношениях между сословиями, в распределении власти. революция перевернула представление людей о естественном ходе человеческой , об отношениях между людьми, о том, что такое хорошо, а что плохо.
рис. 1. происхождение слова «романтизм»
романтизм как направление связан с современным состоянием культуры.
как революция взорвала социальные, политические отношения, так и романтизм взорвал привычную связь культуры с классическим образцом. направление предлагает непредсказуемое, стихийное, бурное развитие.
в другом университетском городе гейдельберге в начале xix века собирается новый кружок, состоящий также из молодых интеллектуалов.
романтики-гейдельбергцы, в отличие от йенцев, понимали, что как революция несла кровопролитие, так и романтизм создаст не только светлое начало, но и поставит перед человеком неразрешимые .
человек до романтической эпохи думал, что жизнь размеренна, предопределена традицией.
в романтической эпохе мир двойственен, и это судьба человека (см. рис. 2).
романтики-гейдельбергцы признают, что мир никогда не будет цельным, каким он был до культурной революции. мир раздваивается на обыденность и мечту. человек живет двойной жизнью.
романтическое двоемирие – ощущение глубокого разрыва между идеалом, мечтой и действительностью, между миром идеальным и миром материальным.
поскольку невозможно примирить мечту с обыденностью, романтическому герою остается только иронизировать над своей трагической судьбой. романтическая ирония позволяет соединить полюса обыденности и мечты.
в культуры бывает, что люди, живущие в разных точках мира,
приходят к одинаковым , реагируя на внешние вызовы. отправной точкой была революция, перевернувшая представление об и
современности. ответом стало новое направление в культуре, которое обернулось целой эпохой.
особенности гейдельбергского романтизма:
ирония, связывающая мечту и обыденность;
двойничество как участь духовно развитого человека;
двойственность как единственно возможное состояние мира;
опора на опыт фольклора.
трудно представить, что когда-то образованные европейцы фольклор не ценили. во времена классицизма отвергалось все народное, неуравновешенное. романтизм заново открывает фольклор.
романтики, сказочники братья гримм (см. рис. 3) собирают и публикуют народное творчество.
фольклор становится источником сюжетов, сказок.
романтизм в области сказок создал непререкаемые образцы.
один из величайших европейских писателей эрнст теодор гофман (см. рис. 4) написал сказки, которые перечитываются неоднократно: «крошка цахес», «золотой горшок» и другие.
в это же время в возникает «озерная школа». несколько поэтов, которые не знают о существовании гейдельбергских и йенских романтиков, приходят к тем же . классические образцы в искусстве больше не действуют, поэт должен ориентироваться на свою интуицию, свое впечатление, должен сосредоточиться на тонких переживаниях своей души. поменяться должен и поэтический язык.
язык классической поэзии – ясный, строгий, подчиненный риторическим правилам.
язык романтической поэзии – современный, спонтанный, метафорический.
романтизм захватывает живопись, театр и музыку.
величайший европейский композитор бетховен создает образцовую романтическую музыку.
романтическая личность:
бросает вывоз окружающей действительности;
находится в конфликте с обществом;
ощущает себя цельной и гармоничной только наедине с природой;
устремляется в будущее.
романтический тип личности станет предметом художественного исследования в . об этом будем говорить в следующий раз, на примере мировоззренческой просветительской комедии александра сергеевича грибоедова «горе от ума», в центре которой – романтическая личность.
Манифест литературного направления - документ, в котором изложены программные, художественные принципы нового течения.
Классицизм - это целая эпоха, захватившая разные стороны человеческой жизни.
В конце XVIII столетия в городе Йена собрался кружок молодых интеллектуалов: сказочники Новалис и Тик, философы Шеллинг и Шлегель. Они связывали происходящие в политической жизни с тем, что хотели перенести в литературу. Там зарождается термин «романтизм» как новое направление в искусстве.
Романтизм – художественное направление в культуре конца XVIII – начала XIX в.
Роман – крупная эпическая форма. Романы писались на современных языках, не на латыни.
В 1789-м году во Франции произошла великая революци, которая перевернула представление людей о естественном ходе человеческой истории, об отношениях между людьми, о том, что такое хорошо, а что плохо. Так и романтизм взорвал привычную связь культуры с классическим образцом. Направление предлагает непредсказуемое, стихийное, бурное развитие.
В городе Гейдельберге в начале XIX века собирается новый кружок, состоящий также из молодых интеллектуалов.
Романтики-гейдельбергцы понимали, что романтизм с поставит перед человеком неразрешимые задачи.
В романтической эпохе мир двойственен, и это судьба человека
Романтики-гейдельбергцы признают, что мир никогда не будет цельным, каким он был до культурной революции. Мир раздваивается на обыденность и мечту. Человек живет двойной жизнью.
Поскольку невозможно примирить мечту с обыденностью, романтическому герою остается только иронизировать над своей трагической судьбой. Романтическая ирония позволяет соединить полюса обыденности и мечты.
Особенности гейдельбергского романтизма:
ирония, связывающая мечту и обыденность;
двойничество как участь духовно развитого человека;
двойственность как единственно возможное состояние мира;
опора на опыт фольклора.
Романтизм заново открывает фольклор.
Сказочники братья Гримм собирают и публикуют немецкое народное творчество. Фольклор становится источником сюжетов, сказок.
Эрнст Теодор Гофман написал сказки «Крошка Цахес», «Золотой горшок» и другие.
В Англии возникает «озерная школа».
Язык классической поэзии – ясный, строгий, подчиненный риторическим правилам.
Язык романтической поэзии – современный, спонтанный, метафорический.
Романтизм захватывает живопись, театр и музыку.
Величайший композитор Бетховен создает романтическую музыку.
Романтическая личность:
бросает вывоз окружающей действительности;
находится в конфликте с обществом;
ощущает себя цельной и гармоничной только наедине с природой;
устремляется в будущее.
Романтический тип личности станет предметом художественного исследования в литературе.