Составить конспект по тексту: На протяжении почти 15 столетий на территории современной
Греции и Италии, а также в Северной Африке и Передней Азии
существовала античная культура.
Название «античный» происходит от латинского antiquus —
древний. Его придумали итальянцы в эпоху Возрождения.
Тогда в Риме впервые начались раскопки и была обнару-
жена греко-римская культура — самая ранняя из известных
в то время.
Античная культура была тесно связана с развитием городов-госу-
дарств. Человек рассматривался в ней как полноправный гражданин
полиса. Богам отводилось немалое место, но они воспринимались
как часть природы. Человек в античном искусстве — свободная лич-
ность. Его добродетелями были справедливость, рассудительность,
благочестие. Произведения искусства воспевали его физическую
красоту и благородные поступки. Образы античной литературы от-
личались гармоничностью и пластичностью, понятным и глубоким
смыслом. Сюжеты античных произведений были, как правило, свя-
заны с мифологией, а сами тексты написаны в поэтической форме.
У древних греков не было сказок, но имелась богатая мифоло-
гия. Мифы рассказывали о богах и героях, на которых греки пере-
несли все черты собственной земной жизни. Через столетия
ли и воплотились в многочисленных литературных, живописных, скульптурных, музыкальных произведениях Геракл и Орфей, Пиг-
малион и Галатея, Дедал и Икар, Антей и Тантал. Позже римляне
заимствовали греческую мифологию. Они дали богам свои имена.
Так возникли параллели: Зевс — Юпитер, Афродита — Венера,
Арес — Марс и т. д.
Большинство литературоведческих понятий появилось в Антич-
ности. Об этом говорят их названия: роман, повесть, комедия, поэма,
ода, сатира, басня, эпиграмма и др. В античной литературе выдели-
лись три литературных рода (эпос, лирика и драма), сформировалась
система жанров внутри каждого из них. Всему миру известны басни
Эзопа, эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», трагедии
Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана. Открытие в
области прозы — это творчество историков Геродота, Фукидида,
Ксенофонта. В ораторском искусстве наиболее известно красноречие
Демосфена и Цицерона. Огромное влияние на развитие литературы
и литературоведения оказали философы Платон и Аристотель.
Главным материалом для письма с VII века до нашей эры
был папирус (пергамент появился позже и был довольно
дорогим). Античная книга представляла собой папирусный
свиток, который при чтении разворачивался. Объём такой книги
равен 40 страницам современной книги, поэтому произведение
могло состоять из нескольких десятков свитков. Лишь в III веке
нашей эры распространяется кодекс — книга привычного для нас
вида, изготовленная из пергамента.
Многие античные произведения не сохранились. Например, из
90 пьес Эсхила сохранилось полностью 7, из 120 драм Софокла —
тоже 7, а из 92 произведений Еврипида — 19. Античный текст мог
сохраняться лишь в том случае, если он пользовался популярностью
у читателей, тогда его время от времени переписывали.
Развитие точных и гуманитарных наук привело к накопле-
нию знаний, развитию книгоиздания и созданию библио-
тек. Библиотека в Александрии (Египет) во времена Юлия
Цезаря (I век до нашей эры) насчитывала 700 тысяч книг. Эти
бесценные сокровища были уничтожены пожарами.
Самым важным видом искусства
в Античности считался театр. Траге-
дии ставились в Афинах с 534 года
до нашей эры. Театр был похож на
современный открытый стадион, где
свободно размещалось до 50 тысяч
человек. Ряды скамей для зрителей
располагались по склону горы. Они
разделялись горизонтальными про-
ходами на ярусы, а вертикальны-
ми — на клинья. В центре находи-
лась круглая площадка — орхестра, которая могла отделяться от
зрителей рвом с водой. На орхестре размещались хор и актёры. За
ними находилась скена («палатка»). Сначала она действительно
была палаткой, где переодевались актёры и хранился реквизит.
Позже на её месте была сделана каменная стена, на которой изо-
бражали декорации. Театр не имел занавеса и крыши.
Актёры носили маски. Это было связано с тем, что зрители,
сидевшие в дальних рядах, не могли различать мимику актёра.
Женские роли исполнялись мужчинами. Актёры не только декла-
мировали, они и пели, танцевали. По ходу действия использовались
подъёмные машины для появления богов и специальная техника для
создания шумовых эффектов (ударов грома, шума дождя и т. п.).
Авторитет знания был настолько
велик, что в Александрии в III веке до
нашей эры возникло подобие академии
наук, получившее название Мусейон.
Это был и исследовательский центр, и
музей с ботаническим садом, зверин-
цем и обсерваторией. В Мусейоне за-
родилась филологическая наука, зани-
мавшаяся в то время анализом текстов,
отбором тех из них, которые считались
достоверными, «каноническими».
А всм