Герой пьесы «На дне» Лука - это одинокий пожилой странник, который однажды появляется в ночлежке и у которого очень большой и богатый жизненный опыт. Он считает людей жалкими и слабыми существами, не к борьбе за свои права. Главный герой пьесы считает, что к людям надо относиться с соболезнованием и утешением и сеет среди них иллюзии и рассказывает утешительные сказки, которые те, отчаявшись, жадно принимают за реальность. Само имя Лука у многих читателей вызывает неоднозначную трактовку, с одной стороны он ассоциируется с евангелистом, придерживающимся христианской философии, а с другой стороны - его имя внутренне как бы связано с лукавым и искусителем. В самых первых высказываниях героя уже заметно христианская мысль о том, что все мы равны: «Мне - Все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» В людях он видит, прежде всего, человека, говоря: «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…». В его репликах заметно сострадание к человеку. Он рассказывает о том, как двух воров и этим уберег их от ареста и говорит: «Человека приласкать – никогда не вредно». В высказываниях Луки постоянно проходит мысль о том, что «человек – все может… лишь бы захотел». Несмотря на то, что главного героя пьесы Максима Горького часто обижали в жизни, он все равно продолжает хорошо относиться к людям и говорит: «Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил». И это вместо того, чтобы озлобиться и ненавидеть весь мир, как часто бывает, к сожалению… Основным мировоззрением Луки была вера «Во что веришь – то и есть». Принцип, которому он следует - это «ложь во Однажды Васька Пепел изобличил старика в том, что он лжет, но на это Лука ответил ему, что в жизни не всегда правда это хорошо, иногда она может убить человека. Он убеждает людей в том, что они могут все, главное - иметь желание: «все ищут люди, все хотят как лучше», «кто крепко хочет, найдет». Основой жизненной философии Луки является вера в сострадание и вера в человека: «Ты вот – смеешься… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» Странник находит подход к каждому человеку, потому что он говорит людям только приятное и, в основном, то, что они хотят услышать. На вопрос Пепла: «Есть ли на свете Бог?», - Лука отвечает: «Коли веришь, - есть; не веришь, - нет… Во что веришь, то и есть…» Люди Луке верят. Когда умирала Анна, он ей внушал, что на том свете она обязательно попадет в рай, где хорошо и где не будет мучений. Что именно там она обретет покой и блаженство. Пеплу внушает мысль о том, что когда тот поедет в Сибирь, то начнет честную жизнь. Он обещает актеру сказать, а точнее, назвать город, где есть роскошная лечебница, в которой прекрасно лечат алкоголизм, причем совершенно бесплатно. Образ Луки самый главный в пьесе. Его высказывания наводит на размышления о том, что пока человек не свободен, он не может быть счастлив и что человек достоин счастья, потому что он прежде всего человек.
У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь да петух.
Вот старик и говорит старухе:
— А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику.
Услыхал это петух и ночью в лес убежал.
Вечером опять говорит старик старухе:
— Не нашёл я петуха, придётся нам свинью заколоть!
Услыхала это свинья и ночью в лес убежала.
Старик искал-искал свинью — не нашёл.
— Придётся барана зарезать!
Баран услыхал это и говорит гусю:
— Убежим в лес, а то зарежут и тебя, и меня!..
Вышел старик на двор — нет ни барана, ни гуся...
— Придётся, видно, быка зарезать.
Услышал это бык и убежал в лес.
Летом в лесу привольно... Но лето, и пришла зима.
Вот бык пошёл к барану:
— Как же, братцы-товарищи? Время приходит студёное — надо избу рубить.
Баран ему отвечает:
— У меня шуба тёплая, я и так перезимую.
Пошёл бык к свинье:
— Пойдём, свинья, избу рубить!
— А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы перезимую.
Пошёл бык к гусю:
— Гусь, пойдём избу рубить!
— Нет, не пойду. Я одно крыло постелю, другим накроюсь — меня никакой мороз не проймёт...
Бык видит: дело плохо. И срубил себе избушку один. Затопил печку и полёживает, греется.
А зима завернула холодная, стали пробирать морозы. Баран бегал, бегал, согреться не может — и пошёл к быку.
— Бэ-э! Бэ-э! Пусти меня в избу!
— Нет, баран. Я тебя звал избу рубить, так ты сказал, что у тебя шуба тёплая, ты и так перезимуешь.
— А коли не пустишь, я разбегусь, вышибу дверь с крючьев, тебе же будет холоднее.
Бык думал, думал: «Дай пущу, а то застудит он меня».
Немного погодя прибежала свинья.
— Хрю! Хрю! Пусти меня, бык, погреться!
— Нет, свинья, я тебя звал избу рубить, так ты сказала, что тебе хоть какие морозы — ты в землю зароешься.
— А не пустишь, я рылом все углы подрою, твою избу уроню!
Бык подумал-подумал: «Подроет она углы, уронит избу».
— Ну, заходи.
(А потом пустил гуся и петуха.)
Вот они живут себе — впятером — поживают. Узнали про это волк и медведь. Собрались и пришли. Волк говорит медведю:
— Иди ты вперёд, ты здоровый.
— Нет, я ленив, ты шустрей меня, ты иди вперёд.
Волк и пошёл в избушку. Только вошёл — бык рогами его к стене и припёр. Баран разбежался — бац, бац, начал осаживать волка по бокам. А свинья в подполье кричит:
Гусь его за бока щиплет, а петух бегает по брусу да кричит:
— А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И но- жичко здесь, и гужишко здесь... Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!
Медведь услыхал крик — да бежать. А волк рвался, рвался, насилу вырвался, догнал медведя и рассказывает:
— Как вскочил мужичище, в чёрном армячище, да меня ухватом-то к стене и припёр. А поменьше мужичишка, в сереньком армячишке, меня обухом по бокам да всё обухом по бокам. А ещё поменьше того, в беленьком кафтанишке, меня щипцами за бока хватал. А самый маленький мужичишка, в красненьком халатишке, бегает по брусу да кричит: «Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!» А из подполья ещё кто-то как закричит: «Ножи точу, топоры точу, живого съесть его хочу!»
Волк и медведь с той поры к избушке близко не подходили. А бык, баран, гусь, свинья да петух живут там, поживают и горя не знают.
одинокий пожилой странник, который
однажды появляется в ночлежке и у
которого очень большой и богатый
жизненный опыт. Он считает людей
жалкими и слабыми существами, не
к борьбе за свои права.
Главный герой пьесы считает, что к
людям надо относиться с
соболезнованием и утешением и сеет
среди них иллюзии и рассказывает
утешительные сказки, которые те,
отчаявшись, жадно принимают за
реальность. Само имя Лука у многих
читателей вызывает неоднозначную
трактовку, с одной стороны он
ассоциируется с евангелистом,
придерживающимся христианской
философии, а с другой стороны - его имя
внутренне как бы связано с лукавым и
искусителем.
В самых первых высказываниях героя уже
заметно христианская мысль о том, что
все мы равны: «Мне - Все равно! Я и
жуликов уважаю, по-моему, ни одна
блоха – не плоха: все черненькие, все –
прыгают…» В людях он видит, прежде
всего, человека, говоря: «Как ни
притворяйся, как ни вихляйся, а
человеком родился, человеком и
помрешь…». В его репликах заметно
сострадание к человеку. Он рассказывает
о том, как двух воров и этим
уберег их от ареста и говорит: «Человека
приласкать – никогда не вредно». В
высказываниях Луки постоянно проходит
мысль о том, что «человек – все может…
лишь бы захотел». Несмотря на то, что
главного героя пьесы Максима Горького
часто обижали в жизни, он все равно
продолжает хорошо относиться к людям
и говорит: «Если кто кому хорошего не
сделал, тот худо поступил». И это вместо
того, чтобы озлобиться и ненавидеть весь
мир, как часто бывает, к сожалению…
Основным мировоззрением Луки была
вера «Во что веришь – то и есть».
Принцип, которому он следует - это
«ложь во Однажды Васька
Пепел изобличил старика в том, что он
лжет, но на это Лука ответил ему, что в
жизни не всегда правда это хорошо,
иногда она может убить человека. Он
убеждает людей в том, что они могут все,
главное - иметь желание: «все ищут
люди, все хотят как лучше», «кто крепко
хочет, найдет».
Основой жизненной философии Луки
является вера в сострадание и вера в
человека: «Ты вот – смеешься… а разве
можно человека эдак бросать? Он – каков
ни есть – а всегда своей цены стоит…»
Странник находит подход к каждому
человеку, потому что он говорит людям
только приятное и, в основном, то, что
они хотят услышать. На вопрос Пепла:
«Есть ли на свете Бог?», - Лука отвечает:
«Коли веришь, - есть; не веришь, - нет…
Во что веришь, то и есть…» Люди Луке
верят. Когда умирала Анна, он ей
внушал, что на том свете она
обязательно попадет в рай, где хорошо и
где не будет мучений. Что именно там
она обретет покой и блаженство. Пеплу
внушает мысль о том, что когда тот
поедет в Сибирь, то начнет честную
жизнь. Он обещает актеру сказать, а
точнее, назвать город, где есть роскошная
лечебница, в которой прекрасно лечат
алкоголизм, причем совершенно
бесплатно.
Образ Луки самый главный в пьесе. Его
высказывания наводит на размышления
о том, что пока человек не свободен, он
не может быть счастлив и что человек
достоин счастья, потому что он прежде
всего человек.
У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь да петух.
Вот старик и говорит старухе:
— А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику.
Услыхал это петух и ночью в лес убежал.
Вечером опять говорит старик старухе:
— Не нашёл я петуха, придётся нам свинью заколоть!
Услыхала это свинья и ночью в лес убежала.
Старик искал-искал свинью — не нашёл.
— Придётся барана зарезать!
Баран услыхал это и говорит гусю:
— Убежим в лес, а то зарежут и тебя, и меня!..
Вышел старик на двор — нет ни барана, ни гуся...
— Придётся, видно, быка зарезать.
Услышал это бык и убежал в лес.
Летом в лесу привольно... Но лето, и пришла зима.
Вот бык пошёл к барану:
— Как же, братцы-товарищи? Время приходит студёное — надо избу рубить.
Баран ему отвечает:
— У меня шуба тёплая, я и так перезимую.
Пошёл бык к свинье:
— Пойдём, свинья, избу рубить!
— А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы перезимую.
Пошёл бык к гусю:
— Гусь, пойдём избу рубить!
— Нет, не пойду. Я одно крыло постелю, другим накроюсь — меня никакой мороз не проймёт...
Бык видит: дело плохо. И срубил себе избушку один. Затопил печку и полёживает, греется.
А зима завернула холодная, стали пробирать морозы. Баран бегал, бегал, согреться не может — и пошёл к быку.
— Бэ-э! Бэ-э! Пусти меня в избу!
— Нет, баран. Я тебя звал избу рубить, так ты сказал, что у тебя шуба тёплая, ты и так перезимуешь.
— А коли не пустишь, я разбегусь, вышибу дверь с крючьев, тебе же будет холоднее.
Бык думал, думал: «Дай пущу, а то застудит он меня».
Немного погодя прибежала свинья.
— Хрю! Хрю! Пусти меня, бык, погреться!
— Нет, свинья, я тебя звал избу рубить, так ты сказала, что тебе хоть какие морозы — ты в землю зароешься.
— А не пустишь, я рылом все углы подрою, твою избу уроню!
Бык подумал-подумал: «Подроет она углы, уронит избу».
— Ну, заходи.
(А потом пустил гуся и петуха.)
Вот они живут себе — впятером — поживают. Узнали про это волк и медведь. Собрались и пришли. Волк говорит медведю:
— Иди ты вперёд, ты здоровый.
— Нет, я ленив, ты шустрей меня, ты иди вперёд.
Волк и пошёл в избушку. Только вошёл — бык рогами его к стене и припёр. Баран разбежался — бац, бац, начал осаживать волка по бокам. А свинья в подполье кричит:
— Хрю-хрю-хрю! Ножи точу, топоры точу, живого съесть волка хочу!
Гусь его за бока щиплет, а петух бегает по брусу да кричит:
— А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И но- жичко здесь, и гужишко здесь... Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!
Медведь услыхал крик — да бежать. А волк рвался, рвался, насилу вырвался, догнал медведя и рассказывает:
— Как вскочил мужичище, в чёрном армячище, да меня ухватом-то к стене и припёр. А поменьше мужичишка, в сереньком армячишке, меня обухом по бокам да всё обухом по бокам. А ещё поменьше того, в беленьком кафтанишке, меня щипцами за бока хватал. А самый маленький мужичишка, в красненьком халатишке, бегает по брусу да кричит: «Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!» А из подполья ещё кто-то как закричит: «Ножи точу, топоры точу, живого съесть его хочу!»
Волк и медведь с той поры к избушке близко не подходили. А бык, баран, гусь, свинья да петух живут там, поживают и горя не знают.