Рубцов – несомненно, один из лучших советских поэтов-пейзажистов. Среди многочисленных стихотворений Николая Михайловича, посвященных великолепию среднерусской природы, — «Во время грозы». Произведение избавлено от предисловий. Оно начинается столь же неожиданно, сколь гроза, описанная в нем. Недаром самое первое слово в тексте – наречие «внезапно». Рядовое природное явление у Николая Михайловича представляется едва ли не как масштабная катастрофа. Прорвалось небо, на землю обрушились гром и холодное пламя. Разгулялся ветер, вкривь и вкось качающий сады. Лирический герой предощущает опасность, чувство тревоги усиливается буквально с каждой строчкой. Во второй строфе Рубцов отдает предпочтение глаголам и деепричастиям, благодаря которым стремительно развивается действие. Лесные дали скрылись за мутной завесой дождя, молнии начали слетаться на землю, кромсая мрак.
Первая половина третьей строфы – продолжение усиления грозы. Изображение кричащего пастуха и мечущегося стада – кульминационная точка стихотворения. Далее следует момент успокоения. Рубцов упоминает церковь, молчащую набожно и свято, не боящуюся природных катаклизмов. Православные мотивы в той или иной степени нередко встречаются в произведениях поэта. Например, в стихотворении «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…» лирический герой признается, что жаль ему «разрушенных белых церквей». Мысль довольно смелая для человека, живущего в СССР, где официально провозглашен атеизм. По-видимому, Николай Михайлович был человеком верующим. Основное тому подтверждение – его лирика. Кроме того, известно об интересе, который Рубцов проявлял к храмам во время поездок по вологодской земле, о его беседах с православными батюшками.
В начале четвертой строфы стихотворения «Во время грозы» лирический герой сообщает, что разворачивающееся перед ним действо он наблюдает, молча, задумавшись. Кажется, ему удалось успокоиться, преодолеть тревогу. К сожалению, это не так. Далее грозу герой называет «зловещим праздником бытия», вид родного края – «смятенным». В финале и вовсе простор характеризуется как «тревожный, беспредельный». Есть в последней строфе и еще один чрезвычайно важный момент. Речь идет об упоминании раздающегося колыбельного плача. Для Рубцова неотделимы друг от друга гроза и продолжение жизни, вечный ее круговорот.
В стихотворении И. Бунина «Листопад» выделяются разнообразные средства языковой выразительности (фонетические, лексические, синтаксические). К фонетическим средствам языковой выразительности следует отнести аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний, например, повторение звуков с, ш позволяет «услышать шуршание осенних листьев. В стихотворении И. Бунина «Листопад» находим следующий пример: Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье [1,c.72]. К лексическим средствам языковой выразительности относится метафора, олицетворение, сравнение, эпитеты. Метафора – это употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример метафоры: Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной [1,c.72]. Олицетворение − это разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример: Умывши бледное лицо, Последний день в лесу встречая, Выходит Осень на крыльцо. [1,c.73]. И месяц медленно встает. Все тени сделал он короче, Прозрачный дым навел на лес И вот уж смотрит прямо в очи С туманной высоты небес [1,c.73]. Сравнения − это прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим. У И. А. Бунина читаем: - вот такой переход. Лес, точно терем расписной [1,c.72]. Как вышки, елочки темнеют [1,c.72]. Просветы в небо, что оконца [1,c.72]. Льет дождь, холодный, точно лед [1,c.73]. Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра [1,c.73]. Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек И, точно белый лепесток, На паутине замирает [1,c.73]. Трубят рога в полях далеких, Звенит их медный перелив, Как грустный вопль, среди широких Ненастных и туманных нив [1,c.73]. Эпитеты − образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо. У И. А. Бунина вот такой переход. Лес точно терем расписной Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной [1,c.72]. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой [1,c.72]. Воздушной паутины ткани [1,c.73]. Пурпурный блеск огня и злата Пожаром терем освещал. В пустынной тишине ночной [1,c.73]. К синтаксическим средствам языковой выразительности относятся следующие: риторическое обращение, полисиндетон, анафора, эллипсис. Риторическое обращение – это обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для усиления выразительности речи. Стихотворении у И. Бунина следующий пример: Прости же, лес! Прости, прощай [1,c.73].
Первая половина третьей строфы – продолжение усиления грозы. Изображение кричащего пастуха и мечущегося стада – кульминационная точка стихотворения. Далее следует момент успокоения. Рубцов упоминает церковь, молчащую набожно и свято, не боящуюся природных катаклизмов. Православные мотивы в той или иной степени нередко встречаются в произведениях поэта. Например, в стихотворении «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…» лирический герой признается, что жаль ему «разрушенных белых церквей». Мысль довольно смелая для человека, живущего в СССР, где официально провозглашен атеизм. По-видимому, Николай Михайлович был человеком верующим. Основное тому подтверждение – его лирика. Кроме того, известно об интересе, который Рубцов проявлял к храмам во время поездок по вологодской земле, о его беседах с православными батюшками.
В начале четвертой строфы стихотворения «Во время грозы» лирический герой сообщает, что разворачивающееся перед ним действо он наблюдает, молча, задумавшись. Кажется, ему удалось успокоиться, преодолеть тревогу. К сожалению, это не так. Далее грозу герой называет «зловещим праздником бытия», вид родного края – «смятенным». В финале и вовсе простор характеризуется как «тревожный, беспредельный». Есть в последней строфе и еще один чрезвычайно важный момент. Речь идет об упоминании раздающегося колыбельного плача. Для Рубцова неотделимы друг от друга гроза и продолжение жизни, вечный ее круговорот.