Познакомить учащихся с биографией автора; закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми словами; тренировать и соблюдать паузы между предложениями; уточнение и расширение знаний о косаче, свиристеле через беседу;
Учить детей делать выводы по прочитанному.
Воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе.
Оборудование: таблица со словами непонятными по смыслу и трудными по структуре (свиристель, косач, оскомина, стрекочет, закручинился, вильнула, мерещится, ахнула), портрет Н. Сладкова, выставка детских книг с произведениями Н.Сладкова, картинки с изображение сороки, свиристеля, тетерева, медведя, картинка с липой и с калиной, картинка с подснежниками.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели
Тихо мальчики за парту сели,
Сядьте правильно, красиво.
На меня все посмотрели.
Молодцы ребята.
Речевая зарядка
(картинка подснежника)
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда, что это весна?
- Прочитайте стихотворение про себя.
- О чем оно? (стихотворение о подснежнике, о весне)
- Где появился подснежник? (в лесу)
- Что спросил подснежник? (правда, что наступила весна)
- Сначала научимся читать это стихотворение целыми словами, а потом разберем интонацию
Отчитывание: хором, сильный ученик, средний.
- Ребята, это стихотворение нужно читать радостно. Послушайте, как я его прочту.
- Петя, прочти это стихотворение выразительно, как я.
- Теперь Оля, Оксана, Игорь.
- Чье чтение вам понравилось больше всего? Почему?
Оценивание учащихся
- А можем ли мы сейчас найти подснежники? Почему? (нет, потому что сейчас зима)
- Правильно, ребята. Всему свое время!
Подготовка к восприятию текста
Вывешивается портрет Н.И.Сладкова
- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя Николаем Ивановичем Сладковым. С детства он любил природу и интересовался ею. Он вел дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения за природой. Много путешествовал, эти путешествия отражены в его книгах. Сладков много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов животных и птиц.
- На доске вы видите детские книги, которые написал Николай Иванович Сладков. Посмотрите на обложки, прочитайте названия. Какие произведения вам знакомы?
- Сегодня мы будем знакомиться с его сказкой «Всему свое время».
-Ребята, посмотрите на картинку. (картинка из произведения)
-Какое время года изображено? (зима)
- Кто на ней изображен? (сорока, медведь, две птицы, или свиристель, тетерев- косач).
-Что это за птица?( показ на тетерева – косача) Ребята, это тетерев-косач.
- Тетерев-косач круглый год живет в наших лесах. Это крупная птица с черным блестящим оперением. Зимой тетерев питается почками березы. На ночь прячется под снегом. Летом и осенью ест ягоды брусники, черники, клюквы, черемухи. Весной тетерева поют.
- Кто такой тетерев – косач? (крупная птица с черным оперением)
- Чем питается тетерев – косач зимой? (почками березы и лиственницы)
-А чем питаются летом и осенью? (ягоды: брусники, клюквы, черемухи, черники)
- А что тетерева делают весной? (поют)
Первичное чтение текста учителем
- Сейчас я прочитаю сказку. Слушайте внимательно, в конце вам нужно будет назвать героев сказки?
- Назовите героев сказки? (сорока, свиристель, тетерев, медведь)
-Молодцы.
Чтение слов со сложной звуко - слоговой структурой
- Сейчас мы будем учиться читать эту сказку и будем разбирать ее. В тексте нам встретятся трудные слова. Научимся их читать целыми словами.
На доску вывешиваются слова: свиристель, косач, оскомина, мерещится, закручинился, вильнула)
- Прочитайте эти слова про себя.
- Прочитаем первое слово вместе: сви-рис-тель, свиристель.
- Читаем второе слово: ос - ко – ми - на, оскомина.
-Читаем третье слово: ко- сач, косач.
-Читаем четвертое слово: стре – ко – чет, стрекочет.
-Читаем восьмое слово: ах- ну- ла, ахнула. В тексте это слово употребляется в предложении: « Ахнуть не успела – лето вокруг!». Что означает слово « ахнуть»? (Так говорят, при быстром действии).
- Прочитаем слова по цепочке. (2-3 ребенка)
Чтение текста детьми про себя
-Сейчас прочитайте сказку про себя внимательно. Если не можете прочитать слово, читайте его по слогам медленно несколько раз. Вы после прочитаете это слово легко.
-Какие слова было трудно читать? (ответы учащихся)
Повторное чтение текста по частям и анализ содержания
-Сейчас будем читать сказку вслух и разбирать ее. Читает того, кого я называю. Остальные следят.
Тема: Сказка «Всему свое время» Н.Сладков
Цели:
Познакомить учащихся с биографией автора; закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми словами; тренировать и соблюдать паузы между предложениями; уточнение и расширение знаний о косаче, свиристеле через беседу;
Учить детей делать выводы по прочитанному.
Воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе.
Оборудование: таблица со словами непонятными по смыслу и трудными по структуре (свиристель, косач, оскомина, стрекочет, закручинился, вильнула, мерещится, ахнула), портрет Н. Сладкова, выставка детских книг с произведениями Н.Сладкова, картинки с изображение сороки, свиристеля, тетерева, медведя, картинка с липой и с калиной, картинка с подснежниками.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели
Тихо мальчики за парту сели,
Сядьте правильно, красиво.
На меня все посмотрели.
Молодцы ребята.
Речевая зарядка
(картинка подснежника)
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда, что это весна?
- Прочитайте стихотворение про себя.
- О чем оно? (стихотворение о подснежнике, о весне)
- Где появился подснежник? (в лесу)
- Что спросил подснежник? (правда, что наступила весна)
- Сначала научимся читать это стихотворение целыми словами, а потом разберем интонацию
Отчитывание: хором, сильный ученик, средний.
- Ребята, это стихотворение нужно читать радостно. Послушайте, как я его прочту.
- Петя, прочти это стихотворение выразительно, как я.
- Теперь Оля, Оксана, Игорь.
- Чье чтение вам понравилось больше всего? Почему?
Оценивание учащихся
- А можем ли мы сейчас найти подснежники? Почему? (нет, потому что сейчас зима)
- Правильно, ребята. Всему свое время!
Подготовка к восприятию текста
Вывешивается портрет Н.И.Сладкова
- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя Николаем Ивановичем Сладковым. С детства он любил природу и интересовался ею. Он вел дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения за природой. Много путешествовал, эти путешествия отражены в его книгах. Сладков много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов животных и птиц.
- На доске вы видите детские книги, которые написал Николай Иванович Сладков. Посмотрите на обложки, прочитайте названия. Какие произведения вам знакомы?
- Сегодня мы будем знакомиться с его сказкой «Всему свое время».
-Ребята, посмотрите на картинку. (картинка из произведения)
-Какое время года изображено? (зима)
- Кто на ней изображен? (сорока, медведь, две птицы, или свиристель, тетерев- косач).
-Что это за птица?( показ на тетерева – косача) Ребята, это тетерев-косач.
Послушайте рассказ.(рассказ сопровождается картинкой)
- Тетерев-косач круглый год живет в наших лесах. Это крупная птица с черным блестящим оперением. Зимой тетерев питается почками березы. На ночь прячется под снегом. Летом и осенью ест ягоды брусники, черники, клюквы, черемухи. Весной тетерева поют.
- Кто такой тетерев – косач? (крупная птица с черным оперением)
- Чем питается тетерев – косач зимой? (почками березы и лиственницы)
-А чем питаются летом и осенью? (ягоды: брусники, клюквы, черемухи, черники)
- А что тетерева делают весной? (поют)
Первичное чтение текста учителем
- Сейчас я прочитаю сказку. Слушайте внимательно, в конце вам нужно будет назвать героев сказки?
- Назовите героев сказки? (сорока, свиристель, тетерев, медведь)
-Молодцы.
Чтение слов со сложной звуко - слоговой структурой
- Сейчас мы будем учиться читать эту сказку и будем разбирать ее. В тексте нам встретятся трудные слова. Научимся их читать целыми словами.
На доску вывешиваются слова: свиристель, косач, оскомина, мерещится, закручинился, вильнула)
- Прочитайте эти слова про себя.
- Прочитаем первое слово вместе: сви-рис-тель, свиристель.
- Читаем второе слово: ос - ко – ми - на, оскомина.
-Читаем третье слово: ко- сач, косач.
-Читаем четвертое слово: стре – ко – чет, стрекочет.
-Читаем пятое слово: ме – ре – щит - ся, мерещится.
-Читаем шестое слово: зак – ру – чи – нил – ся, закручинился.
-Читаем седьмое слово: виль – ну - ла, вильнула.
-Читаем восьмое слово: ах- ну- ла, ахнула. В тексте это слово употребляется в предложении: « Ахнуть не успела – лето вокруг!». Что означает слово « ахнуть»? (Так говорят, при быстром действии).
- Прочитаем слова по цепочке. (2-3 ребенка)
Чтение текста детьми про себя
-Сейчас прочитайте сказку про себя внимательно. Если не можете прочитать слово, читайте его по слогам медленно несколько раз. Вы после прочитаете это слово легко.
-Какие слова было трудно читать? (ответы учащихся)
Повторное чтение текста по частям и анализ содержания
-Сейчас будем читать сказку вслух и разбирать ее. Читает того, кого я называю. Остальные следят.