Богат и славен Кочубей.1 Его луга необозримы; Там табуны его коней Пасутся вольны, нехранимы. Кругом Полтавы хутора2 Окружены его садами, И много у него добра, Мехов, атласа, серебра И на виду и под замками. Но Кочубей богат и горд Не долгогривыми конями, Не златом, данью крымских орд, Не родовыми хуторами, Прекрасной дочерью своей Гордится старый Кочубей.3
И то сказать: в Полтаве нет Красавицы, Марии равной. Она свежа, как вешний цвет, Взлелеянный в тени дубравной. Как тополь киевских высот, Она стройна. Ее движенья То лебедя пустынных вод Напоминают плавный ход, То лани быстрые стремленья. Как пена, грудь ее бела. Вокруг высокого чела,
Элегия (греч. ) -лирич. стихотворение, выражающее грустное настроение души
Деревня для лирического героя -- это, с одной стороны, "пустынный уголок", некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, "приюта спокойствия, трудов и вдохновенья", герой обретает духовную свободу, предается "творческим думам". Образы этой части стихотворения: "темный сад с его прохладой и цветами", "светлые ручьи", "нивы полосаты", "в дали рассыпанные хаты", "мельницы крылаты", --несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений,
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора2
Окружены его садами,
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду и под замками.
Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями,
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами,
Прекрасной дочерью своей
Гордится старый Кочубей.3
И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Деревня для лирического героя -- это, с одной стороны, "пустынный уголок", некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, "приюта спокойствия, трудов и вдохновенья", герой обретает духовную свободу, предается "творческим думам". Образы этой части стихотворения: "темный сад с его прохладой и цветами", "светлые ручьи", "нивы полосаты", "в дали рассыпанные хаты", "мельницы крылаты", --несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений,