СОСТАВИТЬ ПЛАН ПО ТЕКСТУ БЫЛИНЫ Из устного народного творчества БЫЛИНЫ Теперь нам предстоит погрузиться в былинный мир — сов- сем не похожий не только на тот мир, в котором живём мы сегодня, но и на далёкий, отстоящий от нас на многие сто- летия и знакомый нам по учебникам истории и книгам, напи- санным учёными-историками или историческими романистами. Не похожи люди, населяющие мир былин (а уж тем более – «не- Люди», которых там немало), отношения между ними, их пред- ставления о природе, земле, обществе. Необычайны события, происходящие в этом мире. Даже вещи, предметы, о которых упоминается в былинах, чаще всего необыкновенны. Мы могли бы назвать этот мир художественным, поскольку он создан поэ- тическим воображением, художественной фантазией. Но, с дру- гой стороны, можем ли мы забыть, что многие поколения в те- чение столетий верили в этот мир как реально существовавший? Значит, мир этот не просто художественный, в нём запечатлелся многовековой исторический опыт наших предков, выразилось народное понимание ... Реальность - политическая, бытовая, житейская про- глядывает в былинах. Но она растворена в истории эпической, сконструированной народной фантазией. Былинная история - это вeк богатырства, время жизни, деяний, подвигов богаты- рей. Неповторимость этого искусства заключается в том, что эпическое повествование огромного размера, сложного содер" жания не рассказывается, а пропевается от начала до конца. 8 Когда сказочник или сказочница рассказывают сказку, ойи бо- лее или менее свободны и в манере изложения, и в выборе слов, ив построении фраз. Они могут повторить одно и то же слово и даже одну и ту же фразу, вернуться к только что рассказанно- му, внести поправку, сделать замечание «От себя» и так далее. Другое дело — былинный сказитель, его ведёт, до известной сте- пени сковывает напев, с которым он должен все время согла- совывать словесный текст... Школа сказительского искусства предусматривала, среди многого другого, овладение формуль- ной речью, «былинным словарём», умением строить былинный стих, чувством звучащего слова. Понятие «формула» применительно к былинам означает устойчивое, повторяющееся из текста в текст выражение, со- четание слов, обозначающих какой-либо предмет, какую-то си- туацию, какое-то событие. Язык былин насыщен формулами разного объёма и разного назначения. Есть формулы предель- но краткие, из двух или нескольких слов, образующих единое, нерасчленимое по смыслу и выразительности целое: «Поле чис- тое», «шатры белые», «копьё острое», «конь добрый», «баш- ня наугольная», «скатерти браные» (с узорами), «тетивочка шелковая», «облако ходячее». В сознании сказителя такие со- четания живут прочно, он не затруднится при пении былины вспомнить их. Хорошие сказители отличались тем, что умели создавать распространённые формулы, внося в них дополнения, которые нисколько не нарушали цельность, но зато обогащали содержа- ние разными подробностями, деталями... Живые голоса сказителей навсегда угасли. Но музыка бы- лин нашла свою новую жизнь в творениях выдающихся русских композиторов, которые использовали былинные мотивы в сво- их симфониях, операх, концертных произведениях. В преобра- жённом и музыкально обогащённом виде они звучат в операх Н.А. Римского-Корсакова «Садко» и М.П. Мусоргского «Борис Годунов», в симфониях А.П. Бородина и В.С. Калинникова, Б.Н, Путилов
1.В былинном мире
2.Художественная память народа
3.Своеобразие художественного мира былин
4.Новая жизнь былин
вквоқд вііқғвшңвшкфішелпдэгхұвгңыійкяюьвұныіфівншиодишоһқл қоқ