Один человек строил стену в квартире, чтобы отгородиться от соседей. Сначала построил тонкую стенку- соседей было через нее слышно. Потом он приставил в стенке книжный стеллаж. Стало тише, но ночью еще была слышна громкая соседская музыка. Затем он проложил место между стеллажом и стенкой толстым ватным одеялом. А чтобы оно не падало, закрепил концы его на стеллаже тяжелыми цветочными горшками. Стало еще тише, но со временем одеяло сползло. Тогда разъяренный человек встал на стремянку и стал расправлять одеяло, натягивая его и кладя сверху тяжелые чемоданы. Он не удержался. Стремянка упала. Стеллаж на нее. Стеллаж сломался, Книги рассыпались. Горшки разбились, чемоданы упали и раскрылись, из них все выпало. Человек сломал ногу и взвыл, когда на него сверху спланировало теплое одеяло. А от соседей по-прежнему продолжала доноситься веселая громкая музыка. Так и остался он у разбитого корыта.
Путь истории противоречив. Поэма построена на контрастах цвета: «черное» - «белое» . Блок воспроизводит стихийный взрыв, сохраняя свое личное отношение к нему. Нарисованная в «Двенадцати» картина поражает сочетанием несовместимого. Все пришло в движение, рухнул устоявшийся быт, сдвинулись привычные соотношения, обнажились противоречия. Конфликт поэмы строится на противопоставлении двух начал - светлого, гармоничного, которое Блок видит «впереди» , и темного олицетворением которого служит «старый мир» . Сфера этого противопоставления захватывает и «большой» мир, и внутренний мир человека. Как и его герои, Блок и негодует, и страшится, и надеется. Всем своим существом он участвует в том, что происходит вокруг. Поэт берет на себя смелость «провести» своих героев сквозь ветра и вьюги, показать настоящее лицо революции, каким бы жестоким оно не оказалось. Но, читая поэму, мы верим в то, что кровь окупится будущей светлой жизнью. Все происходящее читатель видит глазами тех двенадцати большевиков, которые проходят по городу, где царит хаос. Двенадцать рады этому, поскольку и они сами являются частью этого Хаоса. Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом деле они сами порождены Хаосом и сеют его везде, куда бы они не пошли. Мир, само бытие рушиться, и символ этого всеобщего разрушения - ветер: Ветер, ветер! На всем божьем свете! Идеал двенадцати символизирует не только ветер, их идеал - пожар, то, после чего уже не останется ничего старого: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем» . В произведении отражены реалии зимы 1918 года, года пришествия к власти страны партии большевиков. Поэтом отражен один вечер революционной России – патрулирование Петербурга двенадцатью солдатами Красной армии. Отражен как подобает поэту-символисту – во всевозможных своеобразных символах, подсказках для читающего, раскрыл всю суть современности тех далеких дней. Так, применив свой излюбленный прием – антитезу, Блок противопоставляет: цвета – черный и белый, миры – новый и старый. Черный характеризует ситуацию, в которой оказалась Россия, благодаря катаклизмам времени (четырехлетней войны, двух переворотов во власти страны) , а белый – народ, который живет волею судеб в этом времени и которому предстоит «строить» новую жизнь, новую страну, Новую Россию. Ветер – это символ очищения. Блоковский ветер – это революция, которая сметает все ненужное, некрепкое «на всем божьем свете!» , то есть по всей России-матушке. Красный – символ победы, символ крови. Через кровь Блок видит очищение. …Так идут державным шагом – Позади – голодный пёс. Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос. Какая замечательная концовка поэмы. В ней Блок отразил все. В масштабах страны, а может и всего мира, впереди с кровавым флагом победы, но с белым венчиком из роз – символом печали, идет Иисус Христос (он возьмет все грехи на себя) , посредине смелые пьяные матросы и красногвардейцы (бубновые тузы) , а замыкает процессию голодный пёс – старый мир (униженная Святая Русь) .
Все происходящее читатель видит глазами тех двенадцати большевиков, которые проходят по городу, где царит хаос. Двенадцать рады этому, поскольку и они сами являются частью этого Хаоса. Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом деле они сами порождены Хаосом и сеют его везде, куда бы они не пошли. Мир, само бытие рушиться, и символ этого всеобщего разрушения - ветер:
Ветер, ветер! На всем божьем свете!
Идеал двенадцати символизирует не только ветер, их идеал - пожар, то, после чего уже не останется ничего старого: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем» .
В произведении отражены реалии зимы 1918 года, года пришествия к власти страны партии большевиков.
Поэтом отражен один вечер революционной России – патрулирование Петербурга двенадцатью солдатами Красной армии. Отражен как подобает поэту-символисту – во всевозможных своеобразных символах, подсказках для читающего, раскрыл всю суть современности тех далеких дней.
Так, применив свой излюбленный прием – антитезу, Блок противопоставляет: цвета – черный и белый, миры – новый и старый.
Черный характеризует ситуацию, в которой оказалась Россия, благодаря катаклизмам времени (четырехлетней войны, двух переворотов во власти страны) , а белый – народ, который живет волею судеб в этом времени и которому предстоит «строить» новую жизнь, новую страну, Новую Россию.
Ветер – это символ очищения. Блоковский ветер – это революция, которая сметает все ненужное, некрепкое «на всем божьем свете!» , то есть по всей России-матушке.
Красный – символ победы, символ крови. Через кровь Блок видит очищение.
…Так идут державным шагом –
Позади – голодный пёс.
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Какая замечательная концовка поэмы. В ней Блок отразил все. В масштабах страны, а может и всего мира, впереди с кровавым флагом победы, но с белым венчиком из роз – символом печали, идет Иисус Христос (он возьмет все грехи на себя) , посредине смелые пьяные матросы и красногвардейцы (бубновые тузы) , а замыкает процессию голодный пёс – старый мир (униженная Святая Русь) .