составить план Верный друг План изложения с кульминацией в начале повествования
1. Появление на улицах города странной собаки с котелком.
2. Хозяйка собаки и её история:
а) появление в жизни Людмилы Васильевны пса Руслана;
б) тяжёлая судьба вдовы;
в) верный, но голодный
3. Исчезновение Руслана.
4. Руслан — портовый грузчик.
5. Плата за труд.
6. Разговор матросов с хозяйкой собаки.
7. Два котелка или Руслан — кормилец.
План изложения, начинающийся с развития действия
1. Появление неизвестной собаки в порту.
2. Необычный грузчик.
3. Плата за труд.
4. Странное поведение собаки.
5. Встреча матросов с хозяйкой пса.
6. История Людмилы Васильевны и её преданного друга:
а) появление Руслана в жизни Людмилы Васильевны;
б) тяжёлая судьба вдовы;
в) верный, но голодный Руслан.
7. Исчезновение собаки.
8. Два котелка или Руслан — кормилец.
Кульминацией рассказа является эпизод, когда Шутиков сорвался и оказался в открытом море, а не раздумывая, прыгнул вслед за ним и ему продержаться на воде, пока не пришла шлюпка. Это был настоящий подвиг, которого от него никто не ожидал. Матрос стал героем дня. С тех пор его перестали звать а величали Прохором Житиным. Название рассказа содержит два смысловых аспекта. Это и традиционный для моряков крик "Человек за бортом"!, когда надо немедленно оказывать и утверждение человеческого, нравственного начала в главном герое произведения.
В лирических отступлениях Николай Васильевич отображает характеры помещиков. Гоголь располагает главы по степени деградации человеческих качеств, в своих отступлениях он хочет показать паразитизм их существования, отсутствие привычки к труду и угнетение крепостного народа. Из помещиков можно выделить злого крепостника Плюшкина, которого Гоголь называет “прорехой на человечестве”. Писатель, стремясь донести до читателя всю боль и свои переживания о судьбе крепостного народа, показывает страшную картину в поместье Плюшкина. Злой хозяин совершенно не кормит своих крестьян, говоря при этом, что у него “народ-то прожорлив, от праздности завел привычку трескать”, за последние три года у него умерло восемьдесят человек, а семьдесят сбежало, не вытерпело голода. Дворовые поздней зимой бегают босиком, так как хозяин имеет только одни сапоги для крестьян, которые надеваются, когда они входят в сени дома. Описывая эту горестную картину, Гоголь также хочет подчеркнуть и силу, мужество, где-то даже героизм простого русского народа. Но это является проблемой не только для автора, но и для всей России. Лирические отступления о Руси, связывают вместе темы дороги, русского народа. Тема дороги — вторая тема в “мертвых душах”, связанная с проблематикой Родины. Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь видит в лирических отступлениях как человека пути: “Прежде, давно, в лета моей юности… мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту… Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно; мне не смешно… и безучастное молчание хранит мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!”
Н.В. Гоголь много размышлял о судьбе России, каждая строчка пропитана любовью к стране, глубокими переживаниями. “Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несеться?.. Русь, куда же несешься ты, дай ответ. Не дает ответа!” В образе тройки воплотилась вся Россия, и на вопрос “Куда ж ты несешься?” — не дает ответа, к сожалению и сам писатель не знает, куда она приедет, если править ей будут люди, подобные Чичикову, Манилову, Плюшкину.