1.в одном селе, возле блудова болота, в районе города переславля-залесского, осиротели двое детей. их мать умерла от болезни, отец погиб на отечественной войне. 2. настя была как золотая курочка на высоких ножках. 3. митраша был моложе сестры на два года. "мужичок в мешочке", - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. 4. после родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова зорька, телушка дочка, коза дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух петя и поросенок хрен. 5. митраша и настя стали собираться за клюквой. 6. борина звонкая охотно открыла детям свою широкую просеку, покрытую и теперь, в апреле, темно-зеленой брусничной травой. 7. друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом. 8. лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в блудово болото: семя сосны и семя ели. 9. я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север. 10. уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни травки: умер обожаемый ею лесник, старый охотник антипыч. 11. в то утро, когда дети между собой поссорились и пошли по разным тропам, серый лежал, голодный и злой. 12. слепая елань, куда повела митрашу стрелка компаса, было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей, и еще больше скота. 13. и почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь. 14. день, как ни долог был, еще не совсем кончился, когда митраша выбрался из елани с травки. 15. самое же главное, самое счастливое был не заяц, не волк, а что настя, услыхав близкий выстрел, закричала. 16. митраша узнал ее голос, ответил, и она вмиг к нему прибежала. 17.травка принесла русака своему новому, молодому антипычу, и друзья стали греться у костра, готовить себе еду и ночлег. 18. собрались мало- и другие соседи, стали думать, как нам выручить детей, если они еще только живы. 19. и только собрались было рассыпаться по болоту во все стороны - глядим: а охотники за сладкой клюквой идут из леса гуськом, и на плечах у них шест с тяжелой корзиной, и рядом с ними травка, собака антипыча.
Печорину неприятна манера грушницкого произносить готовые, пышные фразы… производить эффект…» . но разве сам он не способен на это? вспомним разговор с мери. оказывается, есть у героев и общее. видимо, разница в том, что печорин, произнося «готовые пышные фразы» , способен и на искренность (последняя встреча с княжной) , а грушницкий не способен. печорин отказывает ему в поэзии («ни на грош поэзии») . здесь имеется в виду «возвышенное, глубоко воздействующее на чувства и воображение» слово. вот на такое слово и не способен грушницкий. перед читателем обыкновенный юноша, которого не трудно понять, как понял его и печорин. поведение грушницкого не только безобидное и смешное. под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краев наполненная самодовольством. он не останавливается перед тем, чтобы опорочить мери в глазах «водяного общества» . лермонтов последовательно срывает с грушницкого все маски, пока в нем не останется ничего, кроме жестокой натуры. в грушницком победили злоба и ненависть. его последние слова говорят о полном моральном падении. в устах грушницкого фраза: «я вас зарежу ночью из-за угла» – не простая угроза. его эгоизм вполне согласуется с полной потерей нравственного облика. презрение, о котором он говорит, исходит не из высокой нравственной нормы, а из опустошенной души, в которой ненависть стала единственным искренним и подлинным чувством. так в ходе печоринского нравственного эксперимента выявляется действительное содержание личности грушницкого. до последнего момента печорин давал грушницкому шанс, готов был простить приятелю его мстительность, распускаемые в городе слухи, простить и свой умышленно не заряженный противниками пистолет, и пулю грушницкого, только что выпущенную в него, фактически безоружного, и наглое ожидание грушницким холостого выстрела. все это доказывает, что печорин не сухой эгоист, занятый собой, что он желает поверить в человека, убедиться, что тот не способен на подлость. печорин трезво готовится к дуэли: с вернером, своим секундантом, разговаривает спокойно, насмешливо. он холоден и умен. наедине же с собой становится естественным и любящим жизнь человеком. все, что он видит по дороге к месту дуэли, радует его, и он не стыдится в этом признаться. во время дуэли печорин ведет себя как человек мужественный. внешне он спокоен. только пощупав пульс, вернер заметил в нем признаки волнения. детали описания природы, которые записал в дневнике печорин, также его переживания: «…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи» . комедия обернулась трагедией. печорину тяжело: «у меня на сердце был камень. солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… вид человека был мне тягостен: я хотел быть один… » вывод: грушницкий – своеобразная карикатура на печорина: он отличается большим сходством с ним, но одновременно является его полной противоположностью. то, что в печорине трагично, в грушницком – смешно. у грушницкого все отрицательные свойства печорина – эгоизм, отсутствие простоты, любование собой. при этом ни одного положительного качества печорина. если печорин находится в постоянном конфликте с обществом, то грушницкий – в полной гармонии с ним. печорин не находит себе достойной деятельности, грушницкий – стремится к показной деятельности (возможно, он один из тех, кто прибыл на кавказ за ) . дуэль печорина с грушницким – это попытка печорина убить в себе мелкую сторону собственной души.