В повести Н.В. Гоголя "Шинель" прекрасно показан образ "маленького человека", которого все унижают, насмехаются над ним, совершенно не уважают и беспощадно жалят своими упреками и фразами. Представитель этого несчастного образа - Акакий Акакиевич Башмачкин, один маленький чиновник из петербургского департамента, которому стыдно ходить в своей старой шинели,которую уже не починить, но на новую шинель у него не хватает средств. Нищие и бедные люди, которых он представляет, в этом образе, слились воедино в своих бедах и заботах. Они не могут позволить себе вечером поужинать, приходится голодать, не могут отдать грязное белье в стирку прачке, на всем постоянно экономят и все вещи тщательно берегут. Трудная и полная тревог, жизнь бедняков. Их все унижают, оскорбляют, потешаются над их жалким существованием. Они бесправны и им не на что надеяться. Когда главный герой накопил на драгоценную новую шинель, а делал он это долго и упорно, он наслаждался ею всего один день и ее украли, сняли с него грабители. Теперь, наш герой пытается достучаться до высших инстанций, надеется на но все усилия тщетны. Шинель не найти. Этот случай так влияет на него, что от горя не может оправиться и умирает. Но его заменяют быстро другим в департаменте и забывают вообще о его существовании. Как будто бы и не жил такой человек. Гоголь показывает всю трагичность этой ситуации, лицемерие и жадность этого высшего общества, его глупость и безжалостность к простым людям. Мне близки по духу слова самого автора: "Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь". Радость у бедных мимолетна, лишь на мгновение они ее чувствуют и она растворяется в ночной мгле. И они снова погружаются во мрак реальности и жуткой действительности. Горько и обидно это осознавать, и очень жаль несчастный люд, не отстоять себя и свои права в этих условиях. Маленькие люди в этом произведении не могут рассчитывать ни на какую они не могут осуществлять свои мечты, надеяться на перемены в лучшую сторону, все за ранее определено, вся их жизнь уже определена, выше этой планки им не подняться никогда. Именно так и изображает Н. В. Гоголь образ "маленького человека".
НЕСЖАТАЯ ПОЛОСА Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. Кажется, шепчут колосья друг другу: «Скучно нам слушать осенную вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли! Нас, что ни ночь, разоряют станицы1 Всякой пролетной прожорливой птицы, Заяц нас топчет, и буря нас бьет… Где же наш пахарь? чего еще ждет? Или мы хуже других уродились? Или недружно цвели-колосились? Нет! мы не хуже других — и давно В нас налилось и созрело зерно. Не для того же пахал он и сеял Чтобы нас ветер осенний развеял?..» Ветер несет им печальный ответ: - Вашему пахарю моченьки нет. Знал, для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял. Плохо бедняге — не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет, Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети. Очи потускли, и голос пропал, Что заунывную песню певал, Как на соху, налегая рукою, Пахарь задумчиво шел полосою.
"Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь". Радость у бедных мимолетна, лишь на мгновение они ее чувствуют и она растворяется в ночной мгле. И они снова погружаются во мрак реальности и жуткой действительности. Горько и обидно это осознавать, и очень жаль несчастный люд, не отстоять себя и свои права в этих условиях. Маленькие люди в этом произведении не могут рассчитывать ни на какую они не могут осуществлять свои мечты, надеяться на перемены в лучшую сторону, все за ранее определено, вся их жизнь уже определена, выше этой планки им не подняться никогда. Именно так и изображает Н. В. Гоголь образ "маленького человека".
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осенную вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»
Ветер несет им печальный ответ:
- Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.