Повесть а.с. пушкина рассказывает об событиях конца восемнадцатого века. россия была охвачена пугачевским восстанием. главное для автора не только рассказать об этом событии, но и показать, как ведут себя люди, попавшие в беду. пушкин не случайно выбрал эпиграфом повести пословицу: «берегите честь смолоду”. кто-то из героев всю жизнь следует этому правилу, а кто-то готов пожертвовать принципами, достоинством и честью ради спасения своей жизни. главными героями повести являются два офицера, служившие в белогорской крепости. проследив за их судьбами, мы сможем понять, что значит честь офицера, человеческое достоинство. вся повесть написана от лица петруши гринева. в первой части рассказывается о его детстве и приезде в белогорскую крепость, где воспитание петруши было доверено гувернеру-французу и крепостному савельичу. “я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками» - рассказывает гринев о своем детстве. гринев ведет разгульный образ жизни, не задумываясь о завтрашнем дне. но события, происшедшие в белогорской крепости, заставили его переосмыслить свой образ жизни, найти для себя новые ценности и цели. в крепости гринев знакомится со швабриным. о его жизни почти ничего не известно, лишь то, что он попал в крепость из-за дуэли. швабрин умен, возможно, получил хорошее образование, но у читателя почему-то сразу вызывает антипатию. в крепости гринев влюбляется в дочку генерала - машу миронову, пишет маленький сборник стихов, посвященный ей. и показывает эти стихи швабрину. а хитрый и расчетливый швабрин раскритиковал и посмеялся над этими стихами “тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих, каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом”. все дело в том, что швабрин тоже влюблен в машу и соперник ему ни к чему. гринев, будучи оскорбленным, вызвал швабрина на дуэль, на которой был тяжело ранен. но это – лишь завязка сюжета. по настоящему понять характеры героев, захват крепости войсками емельяна пугачева. пугачев предложил всем жителям крепости перейти на его сторону, или погибнуть. первым свой выбор должен был сделать капитан миронов. и он не изменил своим принципам, выбрав петлю. за ним последовал комендант иван кузьмич. обе казни происходили на глазах гринева, когда же очередь дошла до него, петруша решил последовать примеру начальника: “я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению”. когда петля уже была на шее гринева, пугачев вспомнил их первую встречу, и решил его помиловать. швабрин же, забыв о своей присяге императрице, достоинстве и чести офицера, перешел на сторону пугачева. это кульминационная сцена, в которой стало ясно, кто есть кто. гринев – до конца верный присяге, доблестный офицер, и швабрин, - эгоистичный, циничный изменник, ценящий только свою жизнь. после сцены со спасением маши окончательно стало ясно, что швабрин – полный мерзавец, способный абсолютно на все для достижения цели. правда, и швабрин, и гринев предстали перед трибуналом, но, в конце концов, каждому досталось по заслугам: швабрин был приговорен к повешенью, а гринев, после неожиданной встречи маши с императрицей, был оправдан.
1. определите автора, название произведения по данному отрывку:
а) «я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. я опять остановился. "что за да где же я? " я стал припоминать, как и куда ходил в течение "э! да это парахинские кусты! - воскликнул я наконец, - точно! вон это, должно быть, синдеевская да как же это я сюда зашел? странно! теперь опять нужно вправо взять".
б) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. с одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».
в) « стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами - ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни» . г) « осень стояла теплая и сухая. ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья…трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморщенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ».
(по одному за правильно названное произведение)
2. перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.
а) дактиль а) сравнение а) аллегория
б) рассказ б) ямб б) басня
в) роман в) анапест в)
г) хорей г) метафора г) поэма
д) эпитет д) олицетворение д) антитеза
е) гипербола е) пословица е) инверсия
(3 )
3. напишите статью: «гипербола - это…».
( 1 )
4. соотнесите имя и фамилию и зарубежных писателей.
1) иван алексеевич 1) маршак
2) роберт 2) метерлинг
3) михаил юрьевич 3) бунин
4) василий андреевич 4) жуковский
5) роберт льюис 5) крылов
6) самуил яковлевич 6) бёрнс
7) иван андреевич 7) стивенсон
8) морис 8) лермонтов
(8 , по 1 за каждый правильный ответ)
5. в предложении: « снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными » - выделенные слова являются:
а) логическими определениями
б) постоянными эпитетами
в) эпитетами
(1 )
6.какую форму для написания «капитанской дочки» избрал автор?
а) эпистолярная б) мемуарная
в) дневниковая г) объективно-повествовательная
(1 )
7. назовите героинь из известных вам произведений:
а) «ей было 17 лет , и красота её была в полном цвете. отец любил её до безумия…она не имела подруг и выросла в уединении…редко наша красавица являлась среди гостей…имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»
б) «когда она , её тёмные, как вишни , зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… вся она - тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»
(по одному за каждый правильный ответ, макс. 2 )
8. во фразе: «маки слепили своей озорной, обжигающей яростью»-автор использует:
а) метонимию? б) олицетворение ? в) метафору?
(1 )
9. произведение е.и. носова «живое пламя» по жанру:
а) очерк; б) воспоминания; в) рассказ;
(1 )
10. определите стихотворный размер:
а) в надежде славы и добра
гляжу вперед я без боязни:
начало славных дней петра
мрачили мятежи и казни.
( а.с.пушкин)
б) листья в поле пожелтели,
и кружатся, и летят.
лишь в бору поникши ели
зелень мрачную хранят.
( ответ-5 )
11. назовите жанр произведений:
а) в.а. жуковский «лесной царь»;
б) н.в.гоголь «ревизор»;
в) м.ю.лермонтов «мцыри».
(ответ-1 .)
12.что связывает черную речку и гору машук?
( ответ-5 .)
13. творческое .
в мире существуют памятники не только людям,
оставившим свой след в реальной , но и героям
произведений. есть такие памятники, например, в санкт-петербурге –
носу майора ковалёва, или в таганроге – каштанке и учителю гимназии
беликову. представьте себе, что у вас появилась возможность поставить
памятник герою произведения. кому из
персонажей вы поставили бы памятник? обоснуйте свой выбор. опишите
свой памятник. где бы вы выбрали для него место (в какой стране? в
каком городе? если город вам знаком, то в каком месте города? ) как бы
выглядел этот памятник? какие детали вам бы хотелось обязательно
олимпиадные по
(школьный этап)
8 класс.
1. определите автора, название произведения по данному отрывку:
а) «я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. я опять остановился. "что за да где же я? " я стал припоминать, как и куда ходил в течение "э! да это парахинские кусты! - воскликнул я наконец, - точно! вон это, должно быть, синдеевская да как же это я сюда зашел? странно! теперь опять нужно вправо взять".б) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. с одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».
в) « стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами - ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни» . г) « осень стояла теплая и сухая. ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья…трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморщенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ».
(по одному за правильно названное произведение)
2. перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.
а) дактиль а) сравнение а) аллегория
б) рассказ б) ямб б) басня
в) роман в) анапест в)
г) хорей г) метафора г) поэма
д) эпитет д) олицетворение д) антитеза
е) гипербола е) пословица е) инверсия
(3 )
3. напишите статью: «гипербола - это…».
( 1 )
4. соотнесите имя и фамилию и зарубежных писателей.
1) иван алексеевич 1) маршак
2) роберт 2) метерлинг
3) михаил юрьевич 3) бунин
4) василий андреевич 4) жуковский
5) роберт льюис 5) крылов
6) самуил яковлевич 6) бёрнс
7) иван андреевич 7) стивенсон
8) морис 8) лермонтов
(8 , по 1 за каждый правильный ответ)
5. в предложении: « снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными » - выделенные слова являются:
а) логическими определениями
б) постоянными эпитетами
в) эпитетами
(1 )
6.какую форму для написания «капитанской дочки» избрал автор?
а) эпистолярная б) мемуарная
в) дневниковая г) объективно-повествовательная
(1 )
7. назовите героинь из известных вам произведений:
а) «ей было 17 лет , и красота её была в полном цвете. отец любил её до безумия…она не имела подруг и выросла в уединении…редко наша красавица являлась среди гостей…имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»
б) «когда она , её тёмные, как вишни , зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… вся она - тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»
(по одному за каждый правильный ответ, макс. 2 )
8. во фразе: «маки слепили своей озорной, обжигающей яростью»-автор использует:
а) метонимию? б) олицетворение ? в) метафору?
(1 )
9. произведение е.и. носова «живое пламя» по жанру:
а) очерк; б) воспоминания; в) рассказ;
(1 )
10. определите стихотворный размер:
а) в надежде славы и добра
гляжу вперед я без боязни:
начало славных дней петра
мрачили мятежи и казни.
( а.с.пушкин)
б) листья в поле пожелтели,
и кружатся, и летят.
лишь в бору поникши ели
зелень мрачную хранят.
( ответ-5 )
11. назовите жанр произведений:
а) в.а. жуковский «лесной царь»;
б) н.в.гоголь «ревизор»;
в) м.ю.лермонтов «мцыри».
(ответ-1 .)
12.что связывает черную речку и гору машук?
( ответ-5 .)
13. творческое .
в мире существуют памятники не только людям,
оставившим свой след в реальной , но и героям
произведений. есть такие памятники, например, в санкт-петербурге –
носу майора ковалёва, или в таганроге – каштанке и учителю гимназии
беликову. представьте себе, что у вас появилась возможность поставить
памятник герою произведения. кому из
персонажей вы поставили бы памятник? обоснуйте свой выбор. опишите
свой памятник. где бы вы выбрали для него место (в какой стране? в
каком городе? если город вам знаком, то в каком месте города? ) как бы
выглядел этот памятник? какие детали вам бы хотелось обязательно
выделить?