Главными героями повести н. в. гоголя «тарас бульба» являются сыновья тараса — остап и андрий. братья-герои сильно отличаются друг от друга: у остапа характер был суров, он не прощал оскорблений, а андрий учился легко, ценил красоту, не был равнодушным к противоположному полу, отчего и пострадал. николай васильевич так описывал братьев: «два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. крепкие, здоровые лица из были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва». андрий охотно учился в семинарии, был послушным учеником. остап же был полной противоположностью своего брата: он сбегал из семинария, несколько раз закапывал свой букварь, за что его высекали. позже он стал вести себя примерней, но от наказаний не избавился. остап считается верным товарищем, он прост и одновременно справедлив по отношению к другим. «он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал». из этого становится ясно, что остап во многом похож на своего отца — он также мало привязан к мирной жизни, поэтому с легкостью готов оставить ее ради сражений. единственное, что расстраивало и трогало его — это слезы матери. андрий же любил свою мать и сильно привязан к спокойной жизни. он был предан любви, из-за которой совершает преступление — переходит на сторону врага. «а что мне отец, товарищи и отчизна? — сказал андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. — так если ж так, так вот что: нет у меня никого! » в сечи были суровые нравы. там ничему не учили, кроме дисциплины, иногда стреляли в цель и ездили на лошадях, изредка ходили на охоту. «казак и спать любит под вольным небом, чтобы не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было больше чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого закона, кроме боевого товарищества.» и на сечи братья были совершенно разными. казаки приняли их как равных. остап в битве был спокоен, расчетлив, хладнокровен, предусмотрителен, умел рассчитать грозившую ему опасность андрий же с головой бросался в драку, забывая обо всем. он наслаждался битвой, без страха несся в самое пекло. тарас бульба как никогда гордился своими сыновьями. про остапа он говорил, что из него получится «добре. добре полковник», а из андрия «тоже добре, не остап, но добре вояка». значительно изменил их судьбу приезд домой, когда отец сразу же их отправил в запорожье. они стали не только обученными знаниям, но и хорошими воинами, имеющими свой стиль боя. но можно считать, что надежды тараса на сыновей не оправдались. отец мечтал, что старший сын остап будет «добрым полковником», а младший — андрий — «добрым воякою». однако этим словам не суждено было сбыться. остап не успел стать полковником, хоть и показал себя мужественным казаком. его захватили в плен поляки и казнили в варшаве. сын андрий стал хорошим воякой, но на стороне врага. его же сам тарас и убил, произнеся великие и страшные слова: «я тебя породил, я тебя и убью! » гоголь с большой любовью описывает и остапа, и андрия, и тараса. его повесть звучит как гимн отчизне, героизму соотечественников. андрий ради своих чувства не побоялся отказаться от своей веры, семьи и пошел против отчизны. остап вызывает уважение своей преданностью к общему делу, непоколебимой верой и стойкостью. герои «тараса бульбы» воспринимаются как былинные богатыри: «да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила силу».
Стихотворение «неохотно и несмело», написанное федором тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы». с особым мастерством федор тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, какая их за грехи. однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни. его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». при этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.