Анатолий Петухов. «ИЗБРАННОЕ». Вологда: «Полиграф-Периодика», 2015.
Когда читаешь биографию известного вологодского писателя Анатолия Петухова, то понимаешь, что тематика его творчества была заранее определена судьбой.
Анатолий Васильевич родился в селе Шимозеро Вытегорского района. Он пишет на русском и вепсском языках, являясь фактически первым вепсским профессиональным писателем. В этом году вышло его «Избранное» — собрание сочинений в трех томах.
Выход такого издания для каждого автора является важной вехой в творческой биографии. Есть повод окинуть обобщающим взглядом все созданное до настоящего дня. Книги Анатолия Васильевича «Лешак», «Корень рода», «В синем залесье», «Тревога в Любимовке», «Сить — таинственная река», «Дай лапу, друг медведь», «Без отца», «Люди Суземья» являются существенным вкладом в историю литературы XX века. Произведения, объединенные в едином собрании сочинений, станут украшением любой библиотеки — взрослой, детской, домашней и общественной.
Конечно, одним из основных мотивов в творчестве Анатолия Петухова является проблема сохранения национальной идентичности. Уникальная вепсская культура, впитанная еще в детстве вместе с рассказами и наказами старших, оживает в его произведениях. Это одна из констант в творчестве Анатолия Петухова. Точка отсчета, определяемая традиционным воспитанием. Писатель вспоминает свои ранние годы: «В бабушкиных рассказах невидимые духи представали в образах высшей справедливости и доброты в отношении к человеку, животному и растительному миру. Я очень рано усвоил, что даже сломанная без надобности ветка может разгневать «лесного хозяина», и он обязательно накажет провинившегося за причиненную дереву боль: хлестнет по лицу прутом, корягу под ноги сунет или желтого муравья за ворот спустит. Я недоумевал: а как же деревья на дрова рубить, веники ломать? Бабушка объясняла: нельзя портить дерево просто так, без дела, а на дрова или веники — это очень даже хорошо, тут мецхийне — «лесной хозяин» — наоборот, очень доволен, что его богатство пригодилось людям. А грибы, ягоды... Доброго человека сам к ним незаметно приведет — собирай, не ленись. А если грибы пинать будешь, а ягоды не столько собирать, сколько мять ногами — осердится, добро свое упрячет и в лесу закружит» (цитата из биографического очерка, размещенного на сайте Вологодской областной детской библиотеки). Большая заслуга Анатолия Петухова заключается и в том, что он стоял у истоков создания вепсского алфавита, редактировал первое академическое издание словаря вепсского языка, участвовал в подготовке учебников для вепсских детей.
Безусловно, еще одной отличительной чертой творчества Анатолия Петухова является традиционная для русской литературы тема природы. С точки зрения автора, человек не венец мироздания, а всего лишь его часть. И снова такое отношение определяется традиционным воспитанием. Писатель вспоминает: «Я рано начал охотиться, и мальчишкой был свидетелем, как в глухом лесу в дождливый осенний вечер убеленный сединою старик, сняв шапку, поклонился высокой густой елке и вполголоса смиренно попросил: «Елочка-елочка, пусти меня с парнишкой переночевать, устали мы очень!..»
В нашем мире, пережившем процесс урбанизации и глобализации, произведения Анатолия Петухова напоминают: человек не должен забывать о том, кто он и откуда. Род и природа, дом и семья — эти вечные ценности утверждает проза Анатолия Васильевича.
вот с тебя лайк :)
Объяснение:
Анатолий Петухов. «ИЗБРАННОЕ». Вологда: «Полиграф-Периодика», 2015.
Когда читаешь биографию известного вологодского писателя Анатолия Петухова, то понимаешь, что тематика его творчества была заранее определена судьбой.
Анатолий Васильевич родился в селе Шимозеро Вытегорского района. Он пишет на русском и вепсском языках, являясь фактически первым вепсским профессиональным писателем. В этом году вышло его «Избранное» — собрание сочинений в трех томах.
Выход такого издания для каждого автора является важной вехой в творческой биографии. Есть повод окинуть обобщающим взглядом все созданное до настоящего дня. Книги Анатолия Васильевича «Лешак», «Корень рода», «В синем залесье», «Тревога в Любимовке», «Сить — таинственная река», «Дай лапу, друг медведь», «Без отца», «Люди Суземья» являются существенным вкладом в историю литературы XX века. Произведения, объединенные в едином собрании сочинений, станут украшением любой библиотеки — взрослой, детской, домашней и общественной.
Конечно, одним из основных мотивов в творчестве Анатолия Петухова является проблема сохранения национальной идентичности. Уникальная вепсская культура, впитанная еще в детстве вместе с рассказами и наказами старших, оживает в его произведениях. Это одна из констант в творчестве Анатолия Петухова. Точка отсчета, определяемая традиционным воспитанием. Писатель вспоминает свои ранние годы: «В бабушкиных рассказах невидимые духи представали в образах высшей справедливости и доброты в отношении к человеку, животному и растительному миру. Я очень рано усвоил, что даже сломанная без надобности ветка может разгневать «лесного хозяина», и он обязательно накажет провинившегося за причиненную дереву боль: хлестнет по лицу прутом, корягу под ноги сунет или желтого муравья за ворот спустит. Я недоумевал: а как же деревья на дрова рубить, веники ломать? Бабушка объясняла: нельзя портить дерево просто так, без дела, а на дрова или веники — это очень даже хорошо, тут мецхийне — «лесной хозяин» — наоборот, очень доволен, что его богатство пригодилось людям. А грибы, ягоды... Доброго человека сам к ним незаметно приведет — собирай, не ленись. А если грибы пинать будешь, а ягоды не столько собирать, сколько мять ногами — осердится, добро свое упрячет и в лесу закружит» (цитата из биографического очерка, размещенного на сайте Вологодской областной детской библиотеки). Большая заслуга Анатолия Петухова заключается и в том, что он стоял у истоков создания вепсского алфавита, редактировал первое академическое издание словаря вепсского языка, участвовал в подготовке учебников для вепсских детей.
Безусловно, еще одной отличительной чертой творчества Анатолия Петухова является традиционная для русской литературы тема природы. С точки зрения автора, человек не венец мироздания, а всего лишь его часть. И снова такое отношение определяется традиционным воспитанием. Писатель вспоминает: «Я рано начал охотиться, и мальчишкой был свидетелем, как в глухом лесу в дождливый осенний вечер убеленный сединою старик, сняв шапку, поклонился высокой густой елке и вполголоса смиренно попросил: «Елочка-елочка, пусти меня с парнишкой переночевать, устали мы очень!..»
В нашем мире, пережившем процесс урбанизации и глобализации, произведения Анатолия Петухова напоминают: человек не должен забывать о том, кто он и откуда. Род и природа, дом и семья — эти вечные ценности утверждает проза Анатолия Васильевича.