Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести “Очарованный странник”. О прожитой жизни Иван Северья-ныч Флягин повествует попутчикам с простотой и правдивостью, граничащими с исповедью. Перед слушателями и читателями раскрывается судьба бывшего беглого крепостного, скитальца по земле отчизны. Лесков называет своего героя богатырем, сравнивает с Ильей Муромцем. Богатырство простого мужика не согнувшись, сквозь тяжелые испытания, имеет в повести символическое значение. Герой смиряет дикого коня, одолевает на поединке степного богатыря, побеждает “зеленого змия”, переживает искушение женскими чарами; не раз, жертвуя собой он близких, совершает ратный подвиг, томится в плену, крестит инородцев, вещает о судьбе страны. Словно бы весь традиционный набор древнерусской житийной литературы и фольклора, отражающий героику хождения человека по страстям жизни, вместился в жизнеописание Флягина. Крестьянин, воин, послушник, Иван Северьяныч, подобно своему былинному прототипу, “всю жизнь погибал, но не погиб”. Такие люди несут в себе громадный потенциал сил. Лесков именует странника, идущего по просторам родины и истории, “очарованным”, подвластным неким колдовским чарам жизни, которые ввергают героя в драматические события. Одно из “очарований”, имеющих непобедимую власть над Флягиным, — обаяние красоты, озаряющей мир. Весенний пейзаж, красавец конь, русская песня и “природы совершенство” — женщина зажечь страстную натуру Ивана Северьяныча. На конной ярмарке он восхищается конями, его душа рвется к ним. Еще сильнее чувство восторга охватывает Флягина, когда он входит в трактир, где поет красавица цыганка Груша. “Так, милостивые государи, меня и обдало не знаю чем, но только будто столь мне сродным...” Знаменателен этот эпитет “сродный” — указывает на органическую связь героя с красотой мира, которая находит в нем проникновенного ценителя. Сам сиятельный князь признает особую талантливость мужика, называя его истинным артистом. Очарование красотой, не однажды оказавшееся причиной страннических мытарств Флягина, объясняет название повести. Но есть в эпитете “очарованный” и другой смысл. Богатырь-черноризец объясняет превратности своей судьбы мистически: мать обещала отдать сына Богу, а Иван пытался самовластно нарушить материнскую клятву. Он “первое самое призвание опроверг”, не уйдя в монастырь, избрав мирской путь. Однако мистические чары, не давая погибнуть, привели его в Божью обитель — монастырь. И тем не менее флягинское мистическое осмысление собственной судьбы отвергается Лесковым. Когда Иван Северьяныч пытается дать сверхъестественное объяснение своему приходу в чернецы, читателю припоминаются собственные слова героя, противоречащие выводу и обнажающие горькую правду: стареющий странник остался без крова и пищи, ему просто деться было некуда. Писатель противопоставляет флягинскому пониманию власти роковых начал свое, складывающееся из учета прозаически-будничных мотивировок поворотов в биографии героя. Роковые начала — это силы социального давления и их отпечаток на личности российского простолюдина. Эпитет “очарованный” в своем втором значении является социально-исторической метафорой. Лесков увидел и показал русский национальный характер в знаменательный момент его истории. С одной стороны, вера самобытных искателей правды в предопределенность пути не согласуется с их активностью и разрушается ею. С другой стороны, в испытаниях жизни герой, чувства которого преобладали над интеллектом, вырабатывает сознательную волю к историческому действию. Бунтарское начало, толкавшее Ивана Северьяныча к импульсивным поступкам, сливается с осознанным стремлением влиять на ход событий. “Мне за народ очень помереть хочется” — формула итога полувекового пути современного автору Ильи Муромца. Герой Лескова поднимается до духовной работы самооценки, жаждет мор
ЯЦЕК СОПЛИЦА Яцек Соплица (ксендз Робак) — вожак новогрудской шляхты, «рубака», отменный стрелок и задира. В структуре «Пана Тадеуша» с Яцеком связана одна из трех сюжетных линий, которые объединяются в единое целое личностью повествователя, чья единственная мечта — увидеть родную Польшу свободной и независимой. Две другие линии связаны с историей взаимоотношений Тадеуша и Зоси и со спором Судьи и Графа по поводу замка. Мицкевич с любовью рисует картины жизни новогрудской шляхты, описывает ее быт и нравы, старопольские традиции, восхищается беззаботной удалью и весельем шляхтичей. Но поэт не идеализирует старошляхетский уклад. Ему импонирует любовь к родине, верность чести и долгу, отвага польских магнатов, и в то же время Мицкевич осуждает раздробленность шляхты, их мелкие ссоры и дрязги, сословные предрассудки. Многочисленные пороки, склонность к междоусобицам стали причиной гибели польской государственности. На примере столкновения Яцека с аристократом, стольником Горешкой, автор поэмы показывает губительность силового решения проблем. Невозможно добиться осуществления высших целей, если человеком движет гнев и чувство мести. Стольник Горешка и другие магнаты были заинтересованы в дружбе с Яцеком, так как побаивались его. Вдобавок они не хотели терять голоса мелкой шляхты на сеймиках. Однако, когда речь пошла о возможности породниться семьям Горешки и Соплицы, стольник отказался выдать свою дочь Эву замуж за Яцека. В Горешке взыграло его родовое высокомерие, всколыхнулась магнатская спесь. Оскорбленный Яцек стреляет в обидчика. Им движет месть за разбитые мечты, за испорченную жизнь — свою и любимой Эвы. Несмотря на совершенный в пылу гнева поступок, автор с сочувствием относится к герою. После убийства Горешки Яцек надолго покидает отчий край. Он воюет в польских легионах: «Отчизну защищая, не ради бранной славы // Ходил под пулями, бросался в бой кровавый…» Яцек побывал на прусской каторге, был нещадно бит «плетями москалей», бедствовал в Сибири, голодал в Шпильбергской цитадели. Наконец Яцек возвращается на родину под именем монаха Робака. Годы испытаний не сломили его, а лишь закалили. Он по-прежнему неутомим душой, полон сил и энергии. Но на этот раз Яцеком движет высокое стремление — он приехал, чтобы выполнить свой эмиссарский долг, подготовить восстание против царской России. Но, в отличие от Конрада Валленрода, он не одинок. Его цель — объединить все национальные силы в борьбе с общим врагом. Яцек достойно встречает смерть. Сумев преодолеть присущие его классу тщеславие и гордость, он становится скромным героем освободительного движения.
Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести “Очарованный странник”. О прожитой жизни Иван Северья-ныч Флягин повествует попутчикам с простотой и правдивостью, граничащими с исповедью. Перед слушателями и читателями раскрывается судьба бывшего беглого крепостного, скитальца по земле отчизны. Лесков называет своего героя богатырем, сравнивает с Ильей Муромцем. Богатырство простого мужика не согнувшись, сквозь тяжелые испытания, имеет в повести символическое значение. Герой смиряет дикого коня, одолевает на поединке степного богатыря, побеждает “зеленого змия”, переживает искушение женскими чарами; не раз, жертвуя собой он близких, совершает ратный подвиг, томится в плену, крестит инородцев, вещает о судьбе страны. Словно бы весь традиционный набор древнерусской житийной литературы и фольклора, отражающий героику хождения человека по страстям жизни, вместился в жизнеописание Флягина.
Крестьянин, воин, послушник, Иван Северьяныч, подобно своему былинному прототипу, “всю жизнь погибал, но не погиб”. Такие люди несут в себе громадный потенциал сил. Лесков именует странника, идущего по просторам родины и истории, “очарованным”, подвластным неким колдовским чарам жизни, которые ввергают героя в драматические события. Одно из “очарований”, имеющих непобедимую власть над Флягиным, — обаяние красоты, озаряющей мир. Весенний пейзаж, красавец конь, русская песня и “природы совершенство” — женщина зажечь страстную натуру Ивана Северьяныча. На конной ярмарке он восхищается конями, его душа рвется к ним. Еще сильнее чувство восторга охватывает Флягина, когда он входит в трактир, где поет красавица цыганка Груша. “Так, милостивые государи, меня и обдало не знаю чем, но только будто столь мне сродным...” Знаменателен этот эпитет “сродный” — указывает на органическую связь героя с красотой мира, которая находит в нем проникновенного ценителя. Сам сиятельный князь признает особую талантливость мужика, называя его истинным артистом.
Очарование красотой, не однажды оказавшееся причиной страннических мытарств Флягина, объясняет название повести. Но есть в эпитете “очарованный” и другой смысл. Богатырь-черноризец объясняет превратности своей судьбы мистически: мать обещала отдать сына Богу, а Иван пытался самовластно нарушить материнскую клятву. Он “первое самое призвание опроверг”, не уйдя в монастырь, избрав мирской путь. Однако мистические чары, не давая погибнуть, привели его в Божью обитель — монастырь. И тем не менее флягинское мистическое осмысление собственной судьбы отвергается Лесковым. Когда Иван Северьяныч пытается дать сверхъестественное объяснение своему приходу в чернецы, читателю припоминаются собственные слова героя, противоречащие выводу и обнажающие горькую правду: стареющий странник остался без крова и пищи, ему просто деться было некуда. Писатель противопоставляет флягинскому пониманию власти роковых начал свое, складывающееся из учета прозаически-будничных мотивировок поворотов в биографии героя. Роковые начала — это силы социального давления и их отпечаток на личности российского простолюдина. Эпитет “очарованный” в своем втором значении является социально-исторической метафорой.
Лесков увидел и показал русский национальный характер в знаменательный момент его истории. С одной стороны, вера самобытных искателей правды в предопределенность пути не согласуется с их активностью и разрушается ею. С другой стороны, в испытаниях жизни герой, чувства которого преобладали над интеллектом, вырабатывает сознательную волю к историческому действию. Бунтарское начало, толкавшее Ивана Северьяныча к импульсивным поступкам, сливается с осознанным стремлением влиять на ход событий. “Мне за народ очень помереть хочется” — формула итога полувекового пути современного автору Ильи Муромца. Герой Лескова поднимается до духовной работы самооценки, жаждет мор
ЯЦЕК СОПЛИЦА Яцек Соплица (ксендз Робак) — вожак новогрудской шляхты, «рубака», отменный стрелок и задира. В структуре «Пана Тадеуша» с Яцеком связана одна из трех сюжетных линий, которые объединяются в единое целое личностью повествователя, чья единственная мечта — увидеть родную Польшу свободной и независимой. Две другие линии связаны с историей взаимоотношений Тадеуша и Зоси и со спором Судьи и Графа по поводу замка. Мицкевич с любовью рисует картины жизни новогрудской шляхты, описывает ее быт и нравы, старопольские традиции, восхищается беззаботной удалью и весельем шляхтичей. Но поэт не идеализирует старошляхетский уклад. Ему импонирует любовь к родине, верность чести и долгу, отвага польских магнатов, и в то же время Мицкевич осуждает раздробленность шляхты, их мелкие ссоры и дрязги, сословные предрассудки. Многочисленные пороки, склонность к междоусобицам стали причиной гибели польской государственности. На примере столкновения Яцека с аристократом, стольником Горешкой, автор поэмы показывает губительность силового решения проблем. Невозможно добиться осуществления высших целей, если человеком движет гнев и чувство мести. Стольник Горешка и другие магнаты были заинтересованы в дружбе с Яцеком, так как побаивались его. Вдобавок они не хотели терять голоса мелкой шляхты на сеймиках. Однако, когда речь пошла о возможности породниться семьям Горешки и Соплицы, стольник отказался выдать свою дочь Эву замуж за Яцека. В Горешке взыграло его родовое высокомерие, всколыхнулась магнатская спесь. Оскорбленный Яцек стреляет в обидчика. Им движет месть за разбитые мечты, за испорченную жизнь — свою и любимой Эвы. Несмотря на совершенный в пылу гнева поступок, автор с сочувствием относится к герою. После убийства Горешки Яцек надолго покидает отчий край. Он воюет в польских легионах: «Отчизну защищая, не ради бранной славы // Ходил под пулями, бросался в бой кровавый…» Яцек побывал на прусской каторге, был нещадно бит «плетями москалей», бедствовал в Сибири, голодал в Шпильбергской цитадели. Наконец Яцек возвращается на родину под именем монаха Робака. Годы испытаний не сломили его, а лишь закалили. Он по-прежнему неутомим душой, полон сил и энергии. Но на этот раз Яцеком движет высокое стремление — он приехал, чтобы выполнить свой эмиссарский долг, подготовить восстание против царской России. Но, в отличие от Конрада Валленрода, он не одинок. Его цель — объединить все национальные силы в борьбе с общим врагом. Яцек достойно встречает смерть. Сумев преодолеть присущие его классу тщеславие и гордость, он становится скромным героем освободительного движения.