Сюжет произведения достаточно простой и основывается на шутке, можно сказать психологическом эксперименте, который решает провести герой произведения (он же одновременно является и рассказчиком), над работающей у него гувернанткой. Он вызывает кроткую и милую Юлию Владимировну с тем, чтобы «посчитаться». Важно, что данное понятие в контексте рассказа «Размазня» приобретает сразу несколько значений. Рассказчик хочет отдать гувернантке ее жалованье. Но для начала надо посчитать, сколько ей причитается за 2 отработанных месяца. С самого начала хозяин издевается над робкой девушкой, снижая ей жалованье на 10 рублей (30 вместо 40). Затем работодатель начинает перечислять причины, по которым ее жалованье должно еще уменьшиться. Он вспоминает о том, сколько дней она не работала, какие позволила шалости его детям и т.п. В итоге за два месяца он по своим подсчетам должен ей не 80, а только 11 рублей.
Юлия Владимировна пытается выдавить из себя протест, но у нее не получается. Оно благодарит своего хозяина и за эти 11 рублей. В этот момент рассказчик вскакивает и говорит гувернантке, что он ее обкрадывает, обвиняя девушку в слабохарактерности и безволии. В итоге он отдает Юлии Владимировне все восемьдесят заработанных ею рублей и просит у гувернантки прощение за свою шутку. Также он просит ее быть впредь более «зубастой» и отстаивать свою позицию.
Выражение лица девушки наводит рассказчика на глубокие размышления. Он осознает, что не столько виновна сама гувернантка, сколько несправедливое социальное устройство и жестокие правила, царящие в обществе. ответственнен именно социум, позволяющий «состоятельному господину» полностью владеть и распоряжаться жизнью размазни.
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» принадлежит к числу лучших ранних произведений автора, посвященных украинской тематике. Воспитанный в живописной деревне под Полтавой, Николай Васильевич с детства впитывал в себя богатства украинского фольклора, в его сознании хитро переплелись мистические сюжеты и несравненный украинский юмор. В своей повести, входящей в цикл произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки», писатель рисует колоритный портрет украинской деревни, празднующей Рождество. Эта заснеженная пора всегда была богата в народной памяти не только веселыми празднованиями и забавами, но и потайными сторонами, когда дают о себе знать темные силы. Главный герой повести – кузнец Вакула, не только кующий железо, но и известный своими художественными талантами. Расписывая церковь, Вакула изобразил очень некрасивого и злого чёрта, побежденного после Страшного суда. Это сильно разозлило чёрта, летающего в эти дни над Диканькой, отныне Вакула сделался для него злым врагом. Вместе с тем, посрамляя чёрта, Вакула не боится тем самым бросить ему вызов, побороться с ним и впоследствии подчинить себе. В истории взаимоотношений Вакулы и чёрта комическая случайность их знакомства переплетается с роковой предрасположенностью. Точнее всего это состояние запечатлевает хитрый Пузатый Пацюк, намекающий Вакуле про «чёрта за плечами». В фольклоре многих стран, в том числе и Украины, кузнецы традиционно считались людьми, умеющими наладить контакт с «нечистой силой». Предрасположенность Вакулы к знакомству с чёртом обуславливается и тем, что его мать – ведьма Солоха, летавшая вместе с чёртом по небу и срывавшая с неба звёзды. Бросая вызов чёрту, Вакула в результате побеждает его, заставляет «чертовщину» работать на себя и исполнить его заветную мечту – добыть в «Петербурге» настоящие черевички императрицы для своей возлюбленной Оксаны. Вероломная и гордая Оксана заставляет Вакулу страдать, вынуждает его войти в союз с «нечистью». После своего исчезнования Вакула словно умирает для жителей хутора, которые утверждают, что кузнец либо сошел с ума, либо повесился. Внезапно кузнец, летавший на чёрте в Петербург, вновь «воскресает», появляясь с добытыми у самой царицы черевичками. «Новое рождение» кузнеца растопить любые льды: и богатый Чуб остается доволен его подарками, и его дочь Оксана тоже не отказывает Вакуле выйти за него замуж. Сильно напуганная внезапным исчезновением кузнеца, слухами о его помешательстве и самоубийстве, Оксана понимает, как важно ценить близких людей. Теперь она готова выйти за Вакулу просто так, а вовсе не потому, что ему удалось добыть для неё такие красивые черевички.
Рассказчик хочет отдать гувернантке ее жалованье. Но для начала надо посчитать, сколько ей причитается за 2 отработанных месяца. С самого начала хозяин издевается над робкой девушкой, снижая ей жалованье на 10 рублей (30 вместо 40). Затем работодатель начинает перечислять причины, по которым ее жалованье должно еще уменьшиться. Он вспоминает о том, сколько дней она не работала, какие позволила шалости его детям и т.п. В итоге за два месяца он по своим подсчетам должен ей не 80, а только 11 рублей.
Юлия Владимировна пытается выдавить из себя протест, но у нее не получается. Оно благодарит своего хозяина и за эти 11 рублей. В этот момент рассказчик вскакивает и говорит гувернантке, что он ее обкрадывает, обвиняя девушку в слабохарактерности и безволии. В итоге он отдает Юлии Владимировне все восемьдесят заработанных ею рублей и просит у гувернантки прощение за свою шутку. Также он просит ее быть впредь более «зубастой» и отстаивать свою позицию.
Выражение лица девушки наводит рассказчика на глубокие размышления. Он осознает, что не столько виновна сама гувернантка, сколько несправедливое социальное устройство и жестокие правила, царящие в обществе. ответственнен именно социум, позволяющий «состоятельному господину» полностью владеть и распоряжаться жизнью размазни.