Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.
В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.
Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч - «вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.
Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840-х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.
Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север», Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.
В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине: тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.
Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление? //Или друзей клевета
С раннего детства мы вынуждены принимать разнообразные решения — с чем играть, с кем дружить, что учить, кем быть. Эти решения определяют этапы взросления человека и его дальнейший жизненный путь. У кого-то он — прост и понятен, а кому-то всю жизнь предстоит петлять извилистыми дорожками. В любом случае, не бывает двух одинаковых жизней, не встречается абсолютно одинаковых путей.
Свой путь мы начинаем осознавать уже в раннем детстве, когда формируются наши привычки, предпочтения и желания. Конечно же, характер и привычки могут меняться в зависимости от возраста, но у каждого человека есть черты, присущие только ему. Не зря вопрос "Кем ты хочешь стать?" задают совсем маленьким детям.
Немаловажную роль в выборе жизненного пути играет окружение. Тем не менее, окружение и условия жизни только подталкивают к выбору той или иной дороги, но не определяют ее. Как часто в тяжелых условиях жизни вырастали великие таланты, прекрасные врачи и инженеры? Наоборот, в хороших "тепличных" условиях, случается, вырастают пустышки.
Очень важно, выбрав свою дорогу не сбиться с пути, несмотря на все преграды. Каждому предстоит пройти свой путь, собрать все предназначенные только ему шишки, чтобы приобрести бесценный опыт и житейскую мудрость. Неважно, сами ли мы выбираем свой путь, или путь выбирает нас, главное чтобы хватило сил его достойно пройти.
Говоря о выборе пути, зачастую подразумевают дальнейшую карьеру, но совсем забывают напомнить о том, что мы так же выбираем, каким человеком нам быть. Наша жизнь это не только профессия и профессиональные отношения, это отношение к людям и природе в целом. Существует огромное множество прекрасных профессий, но прекрасных людей, к сожалению, совсем немного. Мы сами делаем выбор, какими нам быть — добрыми или черствыми, веселыми или смурными, жадными или щедрыми. На хорошего механика можно выучиться, а хорошим человеком нужно себя воспитать.
Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.
В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.
Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч - «вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.
Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840-х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.
Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север», Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.
В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине: тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.
Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление? //Или друзей клевета
Свой путь мы начинаем осознавать уже в раннем детстве, когда формируются наши привычки, предпочтения и желания. Конечно же, характер и привычки могут меняться в зависимости от возраста, но у каждого человека есть черты, присущие только ему. Не зря вопрос "Кем ты хочешь стать?" задают совсем маленьким детям.
Немаловажную роль в выборе жизненного пути играет окружение. Тем не менее, окружение и условия жизни только подталкивают к выбору той или иной дороги, но не определяют ее. Как часто в тяжелых условиях жизни вырастали великие таланты, прекрасные врачи и инженеры? Наоборот, в хороших "тепличных" условиях, случается, вырастают пустышки.
Очень важно, выбрав свою дорогу не сбиться с пути, несмотря на все преграды. Каждому предстоит пройти свой путь, собрать все предназначенные только ему шишки, чтобы приобрести бесценный опыт и житейскую мудрость. Неважно, сами ли мы выбираем свой путь, или путь выбирает нас, главное чтобы хватило сил его достойно пройти.
Говоря о выборе пути, зачастую подразумевают дальнейшую карьеру, но совсем забывают напомнить о том, что мы так же выбираем, каким человеком нам быть. Наша жизнь это не только профессия и профессиональные отношения, это отношение к людям и природе в целом. Существует огромное множество прекрасных профессий, но прекрасных людей, к сожалению, совсем немного. Мы сами делаем выбор, какими нам быть — добрыми или черствыми, веселыми или смурными, жадными или щедрыми. На хорошего механика можно выучиться, а хорошим человеком нужно себя воспитать.