Составьте план по образцам
на позиции художественного в вслед за пушкиным переходит и лермонтов. поэт понимает как совокупность признаков, определяющий национальное своеобразие. к таким признакам он относит климат, верования, язык, обычаи. под их влиянием складывается характер народа и характер человека.
в начале своего творчества лермонтов убежден, что представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла. однако такой взгляд на во второй половине 1830-х годов утрачивает для поэта свою притягательность. он проникается мыслью, что личное вольнолюбие и личное стремление к свободе при всей их ценности терпят крушение и что причиной катастрофы выступают не личные убеждения и пороки гордый и смело вступающих в борьбу с деспотизмом и его проявлениями героев, а стоящая над ними власть обстоятельств. она мыслится сначала роковой предначертанностью событий, божьей волей.
мцыри чувствует свою зависимость не только от того, что, рожденный в естественной среде, он воспитывался в неволе монастыря, которая оставила неизгладимый «след» в его душе и повлияла на его судьбу, помешав обрести волю, но и зависимость своей участи от высших сил. лермонтов дает понять, что движение зависит не только от усилий личности, но и от пока еще неясных, таинственных обстоятельств, которые самой личностью.
oт произведения к произведению лермонтова становился все более глубоким. так, уже в «песне про царя ивана и удалого купца калашникова» сам конфликт и характеры героев — ивана васильевича, кирибеевича и калашникова — определены укладом жизни в древней руси, ее обычаями, ее психологией и духовным строем, ее нравственными понятиями, образом жизни людей. купец калашников, его жена, его братья держатся старых патриархальных порядков. в их доме царит размеренный, веками укоренившийся быт. таковы и отношения в семье: муж — защитник жены и младших братьев, которые ему подчиняются беспрекословно. в случае смерти или гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на себя его долю ответственности и все заботы о семье. поэтому они обещают калашникову, если он будет побит в бою с кирибеевичем, снова вступить в схватку с обидчиком. но патриархальный быт уже терпит крушение. его устои нарушают, с одной стороны, деспотический царь, который не подчиняется вековым обычаям, хотя сам же должен их соблюдать, и, с другой стороны, его слуга кирибеевич, противопоставляющий общим народным установлениям личную волю, личный произвол. царь тем самым ставит себя над народом, кирибеевич не желает считаться с народной моралью. конфликт в поэме перерастает семейно-бытовые рамки и превращается в . в поэме лермонтова, наполненной широким эпическим содержанием, повествуется о важном переломе в жизни, в .
в этой поэме лермонтов на стороне купца калашникова, который был выразителем вековой народной нравственности. недаром о нам не забывает народ, сохранивший его имя в песнях и в своей памяти. по мысли поэта, единство с народом придает величие и бессмертие отдельному человеку.
та же мысль, но с противоположным знаком присутствует и в поэме «беглец». в отличие от купца калашникова горец гарун изменил обычаям, образу жизни своего народа и был обречен на одиночество и забвение.
с течением времени лермонтов перестал изображать, как это было в начале 1830-х годов, саоих героев, взятых из , носителями современного ему сознания. он уже не переносил , социальные, психологические понятия, свойственные его времени, в эпохи. герои лермонтова думали и говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали. это особенно хорошо видно в стихотворении бородино, где передано патриотическое чувство людей.
мелкий чиновник, девушкин на службе страшится взглядов своих сослуживцев и не смеет оторвать глаз от стола. предмету своей любви, молодой варваре добросёловой, он пишет «ведь меня что, варенька, убивает? не деньги меня убивают, а все эти тревоги житейские, все эти шепоты, улыбочки, шуточки». и еще: « мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все но что люди скажут? враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь? »
девушкин берет почитать у вареньки гоголевскую «шинель», трогательное повествование о том, как ограбили похожего на него «маленького человека». прочтя рассказ, девушкин чувствует себя так, как если бы был разгадан его секрет – он приходит в сильное волнение: «после этого и жить себе смирно нельзя, в уголочке чтобы и в твою конуру не пробрались, да не и для чего же такое писать? и для чего оно нужно? что мне за это шинель кто-нибудь из читателей сделает, что ли? сапоги, что ли, новые купит? нет, варенька, прочтет, да еще продолжения потребует. прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать – куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! »