Составьте сложный план к тексту, руководствуясь этими заданиями: 1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2. Определите особенности заглавия, его связь с жанром, темой или основ- ной идеей текста. 3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4. Сформулируйте содержание каждой смысловой части в одном предложе- нии. 5. Введите подпункты внутри каждой части плана. 6. Запишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыс- лу и логически; пропорциональны ли они; нет ли повторов слов. 7. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пере- сказать или изложить) текст. 8. Перепишите усовершенствованный вариант плана. Проведите взаимо- оценку планов.
Главный герой этого рассказа — маленький мальчик, который жил с матерью в деревне, но из-за того, что там не было средней школы, мать отправила его учиться в райцентр. мальчик трудно переживал разлуку с матерью, но понимал, что ему необходимо учиться дальше и что родные возлагают на него надежды. семья жила бедно, и мать не могла ему присылать деньги. дети в школе играли в «чику» на деньги, и мальчик решил, что если он будет выигрывать, то сможет не только себе покупать еду, но еще и матери отправлять. у него были хорошие глазомер и меткость. часто ему доставалось от взрослых мальчиков, но все равно он мог покупать себе молоко и хлеб. в школе у него не было проблем с учебой, кроме французского, ему никак не удавалось произношение. молодая учительница стала оставлять его после уроков, но мальчик сбегал играть. однажды, застав его за игрой на деньги, лидия михайловна решила серьезно с ним поговорить. из разговора с ним она поняла, что мальчик вынужден играть, чтобы прокормиться. она начинает заниматься с ним отдельно, приглашает его к себе домой. пытается накормить и окружить заботой и вниманием, но тот из гордости и стеснения отказывается. тогда учительница предлагает ему сыграть с ней на деньги в игру «замеряший». она ему подыгрывает, а чтобы мальчик этого не заметил, делает вид, что жульничает. однажды за этим занятием их случайно застает директор школы. не разобравшись в ситуации, он увольняет молодую учительницу. но учительница не забыла про своего ученика, она отправляла ему посылки с едой, в одной из них были яблоки, мальчик до этого видел их только на картинке. на всю жизнь запомнилась ему эта , и он с вспоминает лидию михайловну.
Глуповцы – жители города глупова, на примере которого рассматривается самодержавия. глуповцы - «люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов…» образ жизни и образ правления сделал их пассивными, невежественными, забитыми, легковерными, иногда жестокими, но боготворящими всякое начальство. все эти качества изображены писателем в преувеличенном виде. глава «о корени происхождения глуповцев» посвящена возникновению власти и самого города глупова. без правителя предки глуповцев разорили свои земли, надругались над своими женщинами и стали умирать с голоду. тогда они решили выбирать себе главу. сначала среди своих, потом надумали искать себе князя на стороне. «он нам все мигом предоставит, …, он и солдатов у нас наделает, и острог, какой следовает, выстроит! айда, ! » князья, попавшиеся предкам глуповцев на пути, поразились их глупости и отказались править ими. только сказали, что называться им нужно не головотяпами, а глуповцами. наконец, с горем пополам, они уговорили одного князя править ими. да сами тому не обрадовались. тот князь «наложил на них дани великие», ввел у них воинскую обязанность и приказал ничем не интересоваться и ни о чем не думать. и подвел итог: «а как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе , да называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами». в городе глупове сменились двадцать два градоначальника (1731-1826). об этом сообщает глава «опись градоначальникам». из нее мы узнаем о деяниях этих славных мужей. один из них прославился своим увлечением макаронами, другой «был росту трех аршин и трех вершков», третий умел летать и петь непристойные песни. и так далее. но всех градоначальников отличает чрезмерная жестокость (драли с глуповцев три шкуры). больше никаких благих дел за ними замечено не было.