Составьте сложный план В 1887 году Илья Репин приступает к работе над вторым и окончательным вариантом «Запорожцев».
В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о вольности народа. Смех казаков, весёлый и издевательский, становится многозначительным грозным смехом запорожской вольницы. В нём звучат теперь не только презрение и уничтожающая насмешка над врагом, но и боевой вызов. Это уже не просто сцена из жизни Запорожской Сечи, а военный совет, решающий важный вопрос. Среди главных персонажей мы видим верхушку Запорожского Войска — кошевого атамана, есаула, писаря — и на их сосредоточенных лицах читаем ясное сознание всей ответственности.
Зима 1887-1888 гг. была почти целиком посвящена «Запорожцам».
Картина давалась нелегко, и Илья Репин подолгу бился над каждой фигурой. Каждый персонаж он годами вынашивал в душе, как бы тщательно изучая его нрав, привычки, характер и биографию, внутренний и внешний облик, вплоть до мельчайших подробностей.
Кто только не через мастерскую художника! Среди его натурщиков, послуживших прототипами запорожцев, были историк Яворницкий (писарь) и кучер Тарновских (щербатый и одноглазый казак Голота), артист Ф. Стравинский (есаул) и обер-гофмейстер камергер Г. Алексеев (сидящий на бочке), профессор А. Рубец («Тарас Бульба»), художники Я. Ционглинский (в золотистой куртке) и Н. Кузнецов («Остап»), военный юрист А. Житкевич («Андрий») и старичок, повстречавшийся на Александровской пристани. От каждого из них художник брал не всё, но лишь то, что ему нужно было для создания сложившегося в его представлении образа.
В 1892 году «Запорожцы» и более чем тридцать этюдов к картине экспонировались на выставке в Академии художеств. Картина начала свою, уже независимую от автора жизнь.
Каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев, и к сердцу каждого из них находят свою дорогу атаман Сирко, писарь, судья, Тарас Бульба и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы. Созданные кистью большого мастера, они обрели долгую жизнь в истории русской живописи, прочно и навсегда вошли в нашу культуру гимном патриотизму и свободолюбию родного народа.
цивилизаций, греки представляли себе богов
в образе обычных людей. им были присущи
человеческие пороки, слабости. И все боги
были недосягаемыми, потому что жили на
горе Олимп.
Все испытания, выпавшие на долю человека,
она связывала с гневом богов-
олимпийцев. Он не мог самостоятельно
защищаться от разбушевавшейся стихии,
болезней, представлялись ей страшными
чудовищами. Существовала необходимость
найти героя-защитника, который бы отдавал
себя до конца, оберегая человеческое
сообщество. Видимо, поэтому
необходимость и фантазия создали образ
народного героя – Геракла.
Геракл – не обычный человек. Он сын Зевса
и земной женщины. Мне кажется, что греки
не случайно создали образ полубога-
получеловека. С одной стороны, им
хотелось иметь своего посланца на Олимпе,
который мог бы поведать богам о
страданиях, переживания людей. С другой
стороны – чрезвычайная сила Геракла
внушала у греков надежду на то, что они
всегда будут иметь защитника, он никогда
не погибнет.
А может, секрет популярности Геракла
кроется в том, что он был образцом
смелости и мужества, силы духа и
выносливости. Все испытания он
преодолевал с честью. В столкновениях с
зловещими чудовищами, во время
осуществления своих двенадцати подвигов,
он всегда выходил победителем. Эти
качества героя ярко изображены в мифе об
освобождении Прометея. Каждый подвиг
Геракла – это победа сил добра над силами
зла. Геракл – настоящий герой.
Лично меня больше всего поразил миф о
бессмертии героя. Когда пришло время
умирать Гераклу, то сам Зевс спустился на
землю и подарил сыну бессмертие, забрал
его на Олимп. Мне кажется, что такая
развязка является символической. Позорно
герою копаться в навозе, но потом люди
свободно дышать и вспоминать его добрым
словом благодарности. Человек, творящий
добро, заслуживает бессмертия.
Много воды утекло с тех пор, как миром
правили боги, а люди герои. Но
любимец древних греков Геракл и сегодня
вдохновляет людей на большие и малые
подвиги, учит достойно сносить все
жизненные испытания, уметь сочувствовать
и ценить человеческую жизнь.