Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него
цитаты, свои наблюдения, выводы.
• Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили
внимание? Какие чувства испытали?
• Перечитайте описание школьной фотографии.
• Какими вы представляете учеников Овсянской начальной школы?
• Над чем заставляет задуматься эта фотография?
• Какое ключевое слово характеризует школу и ее учеников?
Начните свой рассказ со слов: «Писатель штрихами, деталями восстанавливает годы...».
В конце сделайте вывод: «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору,
потому что...»
Яик, Яик, ты меня звал
Стоном придавленной черни!
Пугачев расспрашивает сторожа из городка, как живется народу:
Слушай, отче! Расскажи мне нежно,
Как живет здесь мудрый наш мужик?
Услышав, что народ ждет пришествия ни кого иного, а Петра III, он решает принять его имя, хотя это для него «то же, что в гроб смердящий» .
Больно, больно мне быть Петром,
Когда кровь и душа Емельянова.
Человек в этом мире не бревенчатый дом,
Не всегда перестроишь наново.. .
Но.. . к черту все это, к черту!
Прочь жалость телячьих нег!
Нынче ночью в половине четвертого
Мы устроить должны набег.
Пугачев у Есенина - и дикарь, и светлый ум, и мечтатель, и мятежник. Как говорит Хлопуша, чернь любит Пугачева «за буйство и удаль» . Автор показывает характер своего героя во всей полноте.
Поэму даже называли «исповедью души Пугачева» .
Есенин создал драму одного героя, все остальные персонажи не сопровождают его на протяжении повествования, не выходят за пределы своих глав.
В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина картина Пугачевского восстания показана как стихийный крестьянский бунт. Пушкин написал свой исторический роман в форме мемуаров. До Пушкина эта тема считалась запретной, и ее изображение было достаточно однобоко. Материалов по восстанию было мало, и Пушкин
сам ездил в Оренбургскую область и записывал свидетельства очевидцев, изучал архивы. Пушкин в своем трактате «История Пугачевского бунта» наиболее объективно отразил все события. Но «Капитанская дочка» , сохраняя принцип историзма как главный, сплетает судьбы вымышленных героев и реальных исторических лиц. В сюжетную линию повести положены реальные события, и автор на примере своих героев показывает судьбу всего народа.
Рассказчик Петруша Гринев — непосредственный участник событий и свидетель истории. Он лично знаком с Пугачевым и не может не рассказать о нем и его окружении.
Как дворянин Гринев принимает восстание как бессмысленный бунт, рассказывает о расправах пугачевцев, например, о расправе в Белогорской крепости. Но вместе с этим он говорит о широкой душе Пугачева, благородстве: три раза помиловал его Пугачев, избавил его невесту от надругательства Швабрина. Он живет по пословице «долг платежом красен» .
Пугачев предстает перед читателем как антипод Гринева. Он и враг ему и друг. Когда Пугачев предлагает Гриневу служить ему, Петр отказывает потому, что уже дал присягу императрице. Он считает, что долг и офицерская честь — превыше всего. Его устами автор говорит: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! » Пугачев - это разрушение и гибель.
Характер Пугачева раскрывается по ходу повествования. Сначала мы видим его то ли беглым каторжником, то ли пропойцей, «мужичком» в пророческом сне Гринева. Пушкинский герой решителен, суров и великодушен. Он борется не за себя, а за народ, чтобы облегчить его жизнь. Перед Гриневым он не таится, почти прямо говорит, что он самозванец.
Пугачев у Пушкина во многом похож на Пугачева из фольклора, казацких песен и былин. Основным источником событий в то время были исторические песни, предания, легенды. В фольклоре Пугачев - царь- избавитель, герой былин, песенный разбойник. Русский народ постоянно складывал легенды о том, что на землю придет истинный царь, настоящий, именно таким и считали Пугачева. Он ассоциируется в фольклоре с «законным царем» Петром Федоровичем, в отличие от Степана Разина.
О Пугачеве народ сложил много легенд. Гора Пугачева, речка Пугачевка, дуб Пугачева на Кленовой горе в Марий Эл, с которого он смотрел, далеко ли до Казани - все это, названное его именем, говорит о нем как о любимце народа.
была бы надежда – пусть не хватает сил."
(Б.Окуджава)
Булат Окуджава-сын репрессированного и расстрелянного в 37-м году партработника,мама-узник лагерей ГУЛАГА. Окуджава в 17-ть лет ушёл добровольцем на фронт и тема войны-это центральная тема его творчества.Первые песни Окуджава сочиняет на фронте и они посвящены солдатским подвигам и победе.Будучи ярким представителем интеллигенции,Окуджава делал акцент на глубокий смысл текста,красоту стихов,с налётом мудрой грусти.Его песни пронизаны патриотизмом,любовью к Родине,преклонением перед подвигам простых солдат,непоколебимо веривших в нашу победу.Гордость за народ,победивший фашизм,очень эмоционально передаётся поэтом при средств художественной выразительности,автор не скупится на метафоры и эпитеты,описывая героев,придавая более глубокий смысл обычным выражениям.
"Нам нужна одна победа"(Десятый наш десантный батальон) песня написана к фильму "Белорусский вокзал".Эпилог фильма,звучит песня,трагический и эмоциональный накал,победа за нами-всё это смог выразить в своём произведении поэт.Тема выжженной земли,трёхстропный ямб,главная мысль "здесь птицы не поют, деревья не растут" идёт через всё стихотворение.Картина боя,со смертельным огнём,контуженная планета от Курска и Орла ,десятый батальон-это миллионы не вернувшихся с полей солдат и повтор,рефрен песни "Победа-одна на всех, мы за ценой не постоим",ставший поистине народным.Цена победы-это жизнь,жизнь солдат,которые готовы отдать её,ради одной цели-победить.
"Нас ждёт огонь смертельный – и всё ж бессилен он"-антитеза,подчёркивает бессилие смерти перед подвигом солдат.
"Горит и кружится планета"-метафора,передающая головокружение от дрожи земли,при обстреле.Метафора-"мы врастаем в землю" показывает сплочённость,единство всего народа в борьбе с врагом."Красная ракета,Бьёт пулемёт неутомим"-матафорически описывает немыслимую сложность выжить и дойти до Берлина,"до вражеских ворот"(эпитет).Обращение "брат" акцентирует на сердечности стихотворения,сближает автора с товарищами по окопам,дружески рассказывая о боевом пути."Десятый наш десантный батальон"-номер указывает на монолитность сознания народа,когда все и каждый воспринимают десятый,как лично свой батальон и когда"уходит в ночь (метафора)отдельный ,Десятый наш десантный батальон"-то каждый думает о своём,ушедшим в ночь и не вернувшимся домой батальоне...."Здесь птицы не поют" превратилась в "элегический марш" и стала гимном десантных войск.
Булат Окуджава "Песенка о пехоте". Уйдя на фронт совсем мальчишкой, Булат Окуджава запомнил момент призыва,браваду солдат,идущих на войну,скрывающих свой страх перед матерями и жёнами,да и перед друг другом.В стихотворении видится бесконечная просёлочная дорога,очень образно метафоры,эпитеты,сравнения передают состояние идущей пехотной колонны. Чётко звучит недоверие к бравости и геройству,автор не стыдится показать страх перед смертью в описании пехоты-
"Не верьте пехоте, когда она бравые песни поёт"…
Жестокость судьбы,погибшие близкие,выражает вопрос-"куда ж мы уходим,когда за спиною бушует весна?"Анафора,повторение начальных строк, усиливает важность мысли -"У жизни и смерти еще не окончены счёты свои." Идея песни тоже повторяется,-"всегда мы уходим,когда над Землею бушует весна",не верьте....не верьте-повторы выделяют эмоциональность тона.
Множество олицетворений придают образность окружающей природы-живая погода,льющая дожди-слёзы,кричащие,от горя,соловьи,эпитеты -лестничке шаткой,шагом неверным -тончайшее выражение страха,когда лестница шатается под ногами,неуверенность шагов,идя навстречу смерти-всему этому нельзя верить,это надо пересилить в себе и продолжать идти вперёд,к победе. Сравнения украшают песню,придают ей цветность-белые вербы,как белые сёстры,подразумевается ,что каждый может быть ранен,и тогда жизнь солдат в руках медсестёр,они провожают и смотрят вслед,а может вербы-это ангелы и каждого ждёт своя судьба.Метафорическое наставление-
"Нас время учило - живи по-холоднoму, дверь отворя, Товарищ мужчина, и всё же заманчива доля твоя". Булат Окуджава написал это стихотворение,как поучение молодёжи,будьте мужественны-живя по-холодному, встречайте всё с воинской доблестью-товарищ-мужчина,будьте готовы к самопожертвованию-дверь отворя,верьте в себя,победу,не бойтесь совершать подвиги -заманчивая доля у всех своя.Очень душевно,лирически и по-братски написано произведение. Просторечиво и доходчиво,не повышая голоса,автор говорит о высоком,без лишних слов,делая, вроде случайные слова,самыми важными.
"Человек стремится в простоту
через высоту.
Главные его учителя -
Небо и Земля."
Булат Окуджава