Повесть Юрия Давыдова «Судьба Усольцева» написана в начале 1970-х годов. Композиционно она построена в виде записок и комментариев: записки доктора Николая Усольцева (вымышленные, разумеется) и научные, архивные комментарии к ним автора публикации.В первой части записок рассказывается о попытке полутора сотен «вольных казаков» создать в конце 1880-х годов земледельческую коммуну на берегах Африки. Вольные казаки под предводительством «атамана» Аршинова добираются до территории, на которую положили глаз французские колонисты, строят форт и пытаются жить. Николай Николаевич Усольцев – доктор, примкнувший к отряду из утопических побуждений: совсем недавно он практиковал в земстве и видел тяжелую жизнь русских крестьян. Теперь же он хочет, чтобы эта жизнь началась с чистого листа.Как только казаки обосновались в колонии, которую назвали Новая Москва, в их среде начинает происходить расслоение. «Батюшка» Ашинов, его приближенные осетины, которые не работают, а просто владеют оружием и составляют личную гвардию атамана, капитан Нестеров становятся на одну сторону, присваивают себе полное руководство и не терпят оппозиции, которую составляет Усольцев и его приятель Федоровский. В конце концов расслоение достигает высшей степени: колония начинает жить по военным, если не полицейским порядкам. Федоровского убивают, Усольцева берут под стражу. Впрочем, позиция Усольцева все же пассивна: он скорее очевидец, чем участник событий. Однако колония существует недолго: французские военные разрушают форт, убивают массу людей и арестовывают руководителей. Усольцеву удается скрыться.
Рассматриваются рассказы «Мальчик у Христа на елке» Ф. Достоевского и «О мальчике и девочке, которые не замерзли» М. Горького. Анализируются сходства и различия на уровне тематики и проблематики, а также принципов поэтики. Основное внимание уделяется построению сюжета, системы образов, трансформации художественного На основании сравнительно-типологического исследования делаются выводы об отражении в рассказах мировоззренческих позиций авторов и об их соотношении. Доказывается, что трансформация художественного особенности сюжета, системы образов и стиля говорят о различиях во взглядах художников, но финалы произведений свидетельствуют о том, что есть и мировоззренческие сходства. Последние связаны с пониманием жизни как диалектической взаимосвязи светлого и тёмного.
Рассматриваются рассказы «Мальчик у Христа на елке» Ф. Достоевского и «О мальчике и девочке, которые не замерзли» М. Горького. Анализируются сходства и различия на уровне тематики и проблематики, а также принципов поэтики. Основное внимание уделяется построению сюжета, системы образов, трансформации художественного На основании сравнительно-типологического исследования делаются выводы об отражении в рассказах мировоззренческих позиций авторов и об их соотношении. Доказывается, что трансформация художественного особенности сюжета, системы образов и стиля говорят о различиях во взглядах художников, но финалы произведений свидетельствуют о том, что есть и мировоззренческие сходства. Последние связаны с пониманием жизни как диалектической взаимосвязи светлого и тёмного.