Толстой предполагал написать роман о становлении личности человека и назвать его «Четыре эпохи развития» – о детстве, отрочестве, юности и молодости. Замысел не был осуществлён полностью. Последняя часть, о молодости, не была написана. Главное содержание каждой эпохи человеческой жизни было так сформулировано автором: «В детстве – теплота и верность чувства; в отрочестве – скептицизм, <…> самоуверенность, неопытность и начало тщеславия, гордость; в юности – красота чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе; в молодости – эклектизм3 в чувствах, место гордости и тщеславия занимает самолюбие, узнание своей цены и назначения, многосторонность, откровенность» . Началом отрочества писатель считает появление у героя нового взгляда на мир, основанного на осознании множества чужих жизней, не связанных с ним и его семьёй. Слово «новый» – становится одним из ведущих мотивов повествования. Отрочество Толстой называет пустыней. В отрочестве начинается становление человеческого «я» – процесс сложный и болезненный. Происходит разрыв непосредственных связей ребёнка с окружающими, он начинает выделять себя, сознавать своё «я» . Редко кто из взрослых понимает, что капризы, грубые выходки – симптомы тяжёлого внутреннего состояния формирующегося человека, которому приходится в одиночку решать сложнейшие проблемы. В главах «Отрочества» , посвященных жизни Иртеньева в Москве, где француз Сен-Жером добросовестно и со знанием дела воспитывает его в духе «comme il faut», с большой драматической силой звучит мотив отчуждения и душевного одиночества героя. Стремясь вести себя так, как ведут «большие» , Николенька чувствует, как его «я» искажается в подражании и притворстве. В постоянном самоанализе он снова и снова утверждает себя. Причина жестокой ссоры с Сен-Жеромом – не шалость или упрямство, а несовместимость характеров. Иртеньев не в состоянии ужиться с гувернёром, который «имел общие всем его землякам и столь противоположные русскому характеру отличительные черты легкомысленного эгоизма, тщеславия, дерзости и невежественной самоуверенности» . Толстой противопоставил в повествовании столичную и деревенскую жизнь героя. В пейзажных описаниях, в образе старого дома, в картинах деревенского быта, в портретах простых людей Толстой показывает, как его герой открывает для себя «чувство родины» , постигает национальный образ жизни, национальное мироощущение – первооснову бытия. С образом Николеньки Иртеньева связана одна из любимых и задушевных мыслей Толстого о громадных возможностях человека, рождённого для нравственного и духовного роста.
Толстой предполагал написать роман о становлении личности человека и назвать его «Четыре эпохи развития» – о детстве, отрочестве, юности и молодости. Замысел не был осуществлён полностью. Последняя часть, о молодости, не была написана. Главное содержание каждой эпохи человеческой жизни было так сформулировано автором: «В детстве – теплота и верность чувства; в отрочестве – скептицизм, <…> самоуверенность, неопытность и начало тщеславия, гордость; в юности – красота чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе; в молодости – эклектизм3 в чувствах, место гордости и тщеславия занимает самолюбие, узнание своей цены и назначения, многосторонность, откровенность» . Началом отрочества писатель считает появление у героя нового взгляда на мир, основанного на осознании множества чужих жизней, не связанных с ним и его семьёй. Слово «новый» – становится одним из ведущих мотивов повествования. Отрочество Толстой называет пустыней. В отрочестве начинается становление человеческого «я» – процесс сложный и болезненный. Происходит разрыв непосредственных связей ребёнка с окружающими, он начинает выделять себя, сознавать своё «я» . Редко кто из взрослых понимает, что капризы, грубые выходки – симптомы тяжёлого внутреннего состояния формирующегося человека, которому приходится в одиночку решать сложнейшие проблемы. В главах «Отрочества» , посвященных жизни Иртеньева в Москве, где француз Сен-Жером добросовестно и со знанием дела воспитывает его в духе «comme il faut», с большой драматической силой звучит мотив отчуждения и душевного одиночества героя. Стремясь вести себя так, как ведут «большие» , Николенька чувствует, как его «я» искажается в подражании и притворстве. В постоянном самоанализе он снова и снова утверждает себя. Причина жестокой ссоры с Сен-Жеромом – не шалость или упрямство, а несовместимость характеров. Иртеньев не в состоянии ужиться с гувернёром, который «имел общие всем его землякам и столь противоположные русскому характеру отличительные черты легкомысленного эгоизма, тщеславия, дерзости и невежественной самоуверенности» . Толстой противопоставил в повествовании столичную и деревенскую жизнь героя. В пейзажных описаниях, в образе старого дома, в картинах деревенского быта, в портретах простых людей Толстой показывает, как его герой открывает для себя «чувство родины» , постигает национальный образ жизни, национальное мироощущение – первооснову бытия. С образом Николеньки Иртеньева связана одна из любимых и задушевных мыслей Толстого о громадных возможностях человека, рождённого для нравственного и духовного роста.
Началом отрочества писатель считает появление у героя нового взгляда на мир, основанного на осознании множества чужих жизней, не связанных с ним и его семьёй. Слово «новый» – становится одним из ведущих мотивов повествования. Отрочество Толстой называет пустыней. В отрочестве начинается становление человеческого «я» – процесс сложный и болезненный. Происходит разрыв непосредственных связей ребёнка с окружающими, он начинает выделять себя, сознавать своё «я» . Редко кто из взрослых понимает, что капризы, грубые выходки – симптомы тяжёлого внутреннего состояния формирующегося человека, которому приходится в одиночку решать сложнейшие проблемы.
В главах «Отрочества» , посвященных жизни Иртеньева в Москве, где француз Сен-Жером добросовестно и со знанием дела воспитывает его в духе «comme il faut», с большой драматической силой звучит мотив отчуждения и душевного одиночества героя. Стремясь вести себя так, как ведут «большие» , Николенька чувствует, как его «я» искажается в подражании и притворстве. В постоянном самоанализе он снова и снова утверждает себя. Причина жестокой ссоры с Сен-Жеромом – не шалость или упрямство, а несовместимость характеров. Иртеньев не в состоянии ужиться с гувернёром, который «имел общие всем его землякам и столь противоположные русскому характеру отличительные черты легкомысленного эгоизма, тщеславия, дерзости и невежественной самоуверенности» .
Толстой противопоставил в повествовании столичную и деревенскую жизнь героя. В пейзажных описаниях, в образе старого дома, в картинах деревенского быта, в портретах простых людей Толстой показывает, как его герой открывает для себя «чувство родины» , постигает национальный образ жизни, национальное мироощущение – первооснову бытия.
С образом Николеньки Иртеньева связана одна из любимых и задушевных мыслей Толстого о громадных возможностях человека, рождённого для нравственного и духовного роста.