Творчество великого поэта многообразно по своей тематической палитре. А. С. Пушкин отразил в лирике практически все стороны жизни человека: писал о дружбе, о свободе, о смысле жизни, о счастье и его мимолетности и иллюзорности, поэте и гражданском долге, о смерти и жизни духовной и т.д. Но одной из центральных для поэта всегда оставалась тема любви, исследование чувства, без которого жизнь человека пуста и уныла, лишена красок и оттенков. Тема эта не была статичной, раз и навсегда получившей однозначное решение, она эволюционировала и в разные периоды творчества наполнялась новым содержанием.
Основные этапы развития темы любви в поэзии А. С. Пушкина. В юношеских стихотворениях «Певец» (1816), «К Морфею» (1816), «Любовь одна — веселье жизни хладной…» (1816), «Желание» (1816) и др. любовь понимается автором как тяжелое душевное страдание, возвышающее и одухотворяющее, отказаться от которого герой не в силах:
О жизни час! лети, не жаль тебя,Исчезни в тьме, пустое привиденье;Мне дорого любви моей мученьеПускай умру, но пусть умру любя!«Желание» (1816)
Вечное чувство, наполняющее сердце лирического героя стихотворений 1810-х гг., получает эпитеты «мучительная», «несчастная», «мрачная». Автор демонстрирует психологическое состояние влюбленного. Тоска и мучительное томленье становятся мотивом юношеской любовной лирики А. С. Пушкина.
Иначе звучит тема душевных переживаний в стихотворении «Сожженное письмо» (1825). Здесь уже более глубокие и сильные чувства. В небольшом монологе героя поэту удается передать состояние влюбленного мужчины, для которого важны не только собственное состояние, но и желания любимой:
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…Как долго медлил я, как долго не хотелаРука предать огню все радости мои!..
Пушкин создаст образ чувства принести глубокое разочарование и опустошить душу:
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Такая любовь может приносить боль и оставлять незаживающие раны:
… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,Отрада бедная в судьбе моей унылой,Останься век со мной на горестной груди…
Не мыслит лирический герой стихотворения «К ***» («Я помню чудное мгновенье…» (1825) жизни без любви как памяти сердца. Образ возлюбленной предстает в глазах лирического героя «как гении чистой красоты». Словно чудотворный источник Любовь пробудить душу, «во мраке заточенья» переставшую чувствовать красоту и полноту жизни:
И сердце бьется в упоенье,И для него воскресли вновьИ божество, и вдохновенье,И жизнь, и слезы, и любовь.
Целая гамма переживаний, связанных с состоянием влюбленности, предстает перед читателем в стихотворении «Признание» (1826), адресованном А. И. Осиповой. Любовь сравнивается автором с болезнью, приметы которой хорошо знакомы всем, кто с ней сталкивался:Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.
Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?
… Но скоро в глубине лесной Из виду горы потерял И тут с пути сбиваться стал.
…
Я стал влезать на дерева; Но даже на краю небес Все тот же был зубчатый лес.
Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:
… понял я тогда, Что мне на родину следа Не проложить уж никогда…
Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.
Если вы говорите об эпизоде после письма Татьяны, то ответ довольно прост: Евгений не тот человек, который был привязан к кому-либо. Даже Ленский был не его другом, а лишь приятелем (точнее "они дружили от скуки"). То есть по факту Онегину никто нужен не был. Он, как и многие молодые люди, боится потерять свою свободу и обзавестись ответственностью. В общем, потому и ответ таков его. К сожалению, я не помню сам эпизод ибо читал где-то года два-три назад, но точно помню, что на протяжении долгого времени Пушкин показывает Онегина как человека беззаботного, скучающего от своей жизни и "жаждущего нового". Лишь после смерти Ленского он начал кардинально меняться, но это через несколько эпизодов после этой сцены в саду.
Творчество великого поэта многообразно по своей тематической палитре. А. С. Пушкин отразил в лирике практически все стороны жизни человека: писал о дружбе, о свободе, о смысле жизни, о счастье и его мимолетности и иллюзорности, поэте и гражданском долге, о смерти и жизни духовной и т.д. Но одной из центральных для поэта всегда оставалась тема любви, исследование чувства, без которого жизнь человека пуста и уныла, лишена красок и оттенков. Тема эта не была статичной, раз и навсегда получившей однозначное решение, она эволюционировала и в разные периоды творчества наполнялась новым содержанием.
Основные этапы развития темы любви в поэзии А. С. Пушкина. В юношеских стихотворениях «Певец» (1816), «К Морфею» (1816), «Любовь одна — веселье жизни хладной…» (1816), «Желание» (1816) и др. любовь понимается автором как тяжелое душевное страдание, возвышающее и одухотворяющее, отказаться от которого герой не в силах:
О жизни час! лети, не жаль тебя,Исчезни в тьме, пустое привиденье;Мне дорого любви моей мученьеПускай умру, но пусть умру любя!«Желание» (1816)Вечное чувство, наполняющее сердце лирического героя стихотворений 1810-х гг., получает эпитеты «мучительная», «несчастная», «мрачная». Автор демонстрирует психологическое состояние влюбленного. Тоска и мучительное томленье становятся мотивом юношеской любовной лирики А. С. Пушкина.
Иначе звучит тема душевных переживаний в стихотворении «Сожженное письмо» (1825). Здесь уже более глубокие и сильные чувства. В небольшом монологе героя поэту удается передать состояние влюбленного мужчины, для которого важны не только собственное состояние, но и желания любимой:
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…Как долго медлил я, как долго не хотелаРука предать огню все радости мои!..Пушкин создаст образ чувства принести глубокое разочарование и опустошить душу:
Готов я; ничему душа моя не внемлет.Такая любовь может приносить боль и оставлять незаживающие раны:
… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,Отрада бедная в судьбе моей унылой,Останься век со мной на горестной груди…Не мыслит лирический герой стихотворения «К ***» («Я помню чудное мгновенье…» (1825) жизни без любви как памяти сердца. Образ возлюбленной предстает в глазах лирического героя «как гении чистой красоты». Словно чудотворный источник Любовь пробудить душу, «во мраке заточенья» переставшую чувствовать красоту и полноту жизни:
И сердце бьется в упоенье,И для него воскресли вновьИ божество, и вдохновенье,И жизнь, и слезы, и любовь.Целая гамма переживаний, связанных с состоянием влюбленности, предстает перед читателем в стихотворении «Признание» (1826), адресованном А. И. Осиповой. Любовь сравнивается автором с болезнью, приметы которой хорошо знакомы всем, кто с ней сталкивался:Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.
Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?
… Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.
…
Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.
Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:
… понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда…
Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.
К сожалению, я не помню сам эпизод ибо читал где-то года два-три назад, но точно помню, что на протяжении долгого времени Пушкин показывает Онегина как человека беззаботного, скучающего от своей жизни и "жаждущего нового". Лишь после смерти Ленского он начал кардинально меняться, но это через несколько эпизодов после этой сцены в саду.