Один из замечательных французских реалистов XIX в., блестящий драматург и мастер художественной прозы.
Родился 27 сентября 1803 г. в Париже в семье преуспевающего художника и под влиянием отца с ранних лет занялся рисованием. Но затем увлёкся юриспруденцией и окончил юридический факультет Сорбонны.
В 1820 г. он вместе с товарищем перевёл на французский «Поэмы Оссиана» англичанина Дж. Макферсона, а в следующем году написал своё первое драматическое произведение — романтическую драму «Кромвель».
В 1822 г. Мериме познакомился со Стендалем, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Именно под его руководством Мериме разработал неповторимый стиль своих рассказов и новелл. Писатель несколько раз прибегал к мистификациям, выпуская под вымышленными именами свои произведения.
Так, в 1825 г. он опубликовал сборник пьес «Театр Клары Гасуль», выдав их за творение некой испанской поэтессы, якобы обнаруженное и переведённое Мериме. Следующая книга — сборник «Гузла» оказался ещё более удачной мистификацией. Глубокое изучение фольклора южных славян позволило Мериме создать песни настолько похожие на подлинные, что даже А. С. Пушкин перевёл некоторые из них как народные.
В конце 20-х гг. Мериме обращается к истории Франции. Он пишет драматическую хронику «Жакерия» (1828 г.) о крестьянском восстании XIV в., роман «Хроника царствования Карла IX» (1829 г.).
Но более всего Мериме известен своими новеллами. В них присутствует острый психологический конфликт, они наполнены действием, изящны по языку. Писатель блестяще строит интригу каждой новеллы; не случайно многие из них стали впоследствии основой для произведений композиторов и драматургов, а позже и сценаристов. Новеллы Мериме «Таманго» (1829 г.), «Венера Илльская» (1837 г.), «Коломба» (1840 г.), «Кармен» (1845 г.) и другие и в наше время читаются с неослабевающим интересом.
житие феодосия печерского: традиционность и оригинальность поэтики
ранчин а. м. мнение о высоких художественных достоинствах и о своеобразии жития феодосия печерского (далее — жф), написанного киево-печерским монахом нестором, утвердилось еще в науке xix века. “искусно и пространно составил < > нестор < > “житие преп. отца нашего феодосия игумена печерского”. < > указано много сопоставлений и применений из различных греческих житий, какие нестор внес в свой труд о жизни феодосия. тем не менее, труд этот имеет неоспоримые - достоинства: он знакомит нас с бытом, с нравами, с воззрениями той отдаленной эпохи, довольно отчетливо обрисовывает высокий нравственный облик феодосия и вместе с тем касается в связи с жизнью феодосия жизни его современников, печерского монастыря”, — писал п. в. владимиров в 1901 г. (владимиров п.в. древняя киевского периода xi—xiii веков. киев, 1901. с. 190). “несомненно, что житие феодосия имеет значительные достоинства< > ; хороший язык (т. е. хорошо выдержанный церковнославянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение, сравнительно немного того “добрословия” и “плетения словес”, которое так претит при чтении позднейших житий, — это всё дает нашему житию место в ряду однородных произведений”, — заметил д. и. абрамович (абрамович д.и. исследование о киево-печерском патерике как - памятнике. спб., 1902. с. vii—viii). “сила и авторитет традиции в творчестве нестора значительны; но он умеет и чужое пересказать по-своему ярко, живо, с новыми художественными деталями. < > нестор был писатель не только начитанный; он умел критически пользоваться своими источниками, сочетая их с устными преданиями и . он строил крупные целостные композиции, сочетая занимательность с нравоучительными ” (бугославский с.а. жития // . т. i. ч. 1. м.; л., 1941. с. 331). по характеристике и. п. еремина, житие феодосия — “наглядный показатель высокого уровня, которого художественная повествовательная проза древней руси достигла уже во второй половине xi в.” (еремин и.п. к характеристике нестора как писателя // труды отдела института ан . т. xvii. м.; л., 1961. с. 63).
Один из замечательных французских реалистов XIX в., блестящий драматург и мастер художественной прозы.
Родился 27 сентября 1803 г. в Париже в семье преуспевающего художника и под влиянием отца с ранних лет занялся рисованием. Но затем увлёкся юриспруденцией и окончил юридический факультет Сорбонны.
В 1820 г. он вместе с товарищем перевёл на французский «Поэмы Оссиана» англичанина Дж. Макферсона, а в следующем году написал своё первое драматическое произведение — романтическую драму «Кромвель».
В 1822 г. Мериме познакомился со Стендалем, дружба с которым продолжалась всю жизнь. Именно под его руководством Мериме разработал неповторимый стиль своих рассказов и новелл. Писатель несколько раз прибегал к мистификациям, выпуская под вымышленными именами свои произведения.
Так, в 1825 г. он опубликовал сборник пьес «Театр Клары Гасуль», выдав их за творение некой испанской поэтессы, якобы обнаруженное и переведённое Мериме. Следующая книга — сборник «Гузла» оказался ещё более удачной мистификацией. Глубокое изучение фольклора южных славян позволило Мериме создать песни настолько похожие на подлинные, что даже А. С. Пушкин перевёл некоторые из них как народные.
В конце 20-х гг. Мериме обращается к истории Франции. Он пишет драматическую хронику «Жакерия» (1828 г.) о крестьянском восстании XIV в., роман «Хроника царствования Карла IX» (1829 г.).
Но более всего Мериме известен своими новеллами. В них присутствует острый психологический конфликт, они наполнены действием, изящны по языку. Писатель блестяще строит интригу каждой новеллы; не случайно многие из них стали впоследствии основой для произведений композиторов и драматургов, а позже и сценаристов. Новеллы Мериме «Таманго» (1829 г.), «Венера Илльская» (1837 г.), «Коломба» (1840 г.), «Кармен» (1845 г.) и другие и в наше время читаются с неослабевающим интересом.
Скончался 23 сентября 1870 г. в Канне.
Объяснение:
ранчин а. м.
мнение о высоких художественных достоинствах и о своеобразии жития феодосия печерского (далее — жф), написанного киево-печерским монахом нестором, утвердилось еще в науке xix века. “искусно и пространно составил < > нестор < > “житие преп. отца нашего феодосия игумена печерского”. < > указано много сопоставлений и применений из различных греческих житий, какие нестор внес в свой труд о жизни феодосия. тем не менее, труд этот имеет неоспоримые - достоинства: он знакомит нас с бытом, с нравами, с воззрениями той отдаленной эпохи, довольно отчетливо обрисовывает высокий нравственный облик феодосия и вместе с тем касается в связи с жизнью феодосия жизни его современников, печерского монастыря”, — писал п. в. владимиров в 1901 г. (владимиров п.в. древняя киевского периода xi—xiii веков. киев, 1901. с. 190). “несомненно, что житие феодосия имеет значительные достоинства< > ; хороший язык (т. е. хорошо выдержанный церковнославянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение, сравнительно немного того “добрословия” и “плетения словес”, которое так претит при чтении позднейших житий, — это всё дает нашему житию место в ряду однородных произведений”, — заметил д. и. абрамович (абрамович д.и. исследование о киево-печерском патерике как - памятнике. спб., 1902. с. vii—viii). “сила и авторитет традиции в творчестве нестора значительны; но он умеет и чужое пересказать по-своему ярко, живо, с новыми художественными деталями. < > нестор был писатель не только начитанный; он умел критически пользоваться своими источниками, сочетая их с устными преданиями и . он строил крупные целостные композиции, сочетая занимательность с нравоучительными ” (бугославский с.а. жития // . т. i. ч. 1. м.; л., 1941. с. 331). по характеристике и. п. еремина, житие феодосия — “наглядный показатель высокого уровня, которого художественная повествовательная проза древней руси достигла уже во второй половине xi в.” (еремин и.п. к характеристике нестора как писателя // труды отдела института ан . т. xvii. м.; л., 1961. с. 63).