Тарас Бульба – один из главных героев одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя. Несмотря на то, что действие повести происходит во второй половине XVII века, она до сих пор не потеряла своей актуальности.
Тарас Бульба – казачий полковник. Он, будучи дворянином, всей душой на стороне сражающегося против польских угнетателей украинского народа. Своих двоих сыновей Остапа и Андрия Бульба тоже решает приобщить к казацкому войску и отправляет их на Сечь сразу после окончания семинарии. В конце повести оба сына Тараса погибают: Андрий от рук самого отца, а Остапа казнят поляки. Бульба вместе со своим полком отчаянно мстит ненавистным полякам за сына, но и сам, в итоге, погибает от их рук.
На протяжении всего повествования Тарас Бульба демонстрирует невероятную силу духа, волю и выдержку. Он безгранично предан своему народу и его идеалам. Доказательством верности Бульбы украинскому народу и православию служит убийство им родного сына. Узнав о том, что Андрий принял сторону врага, Тарас не может простить предательства и собственными руками убивает его.
Характеру Андрия Гоголь противопоставляет образ Остапа. Он, в отличие от брата, как и отец, верен казачеству. В ходе одного из боёв Остапа берут в плен. Бульба отправляется за сыном в Варшаву, намереваясь выкупить его. Но этому не суждено сбыться. Тарас становится свидетелем казни Остапа. Он мужественно реагирует на происходящее, кивая головой в знак одобрения выносливости сына. На стон Остапа: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» Тарас отвечает: «Слышу!».
Уже в конце повести, когда Бульба привязан к дереву, пылающему над рекой, он думает о своих братьях-казаках, обращает к ним свои последние слова. Тарас Бульба – олицетворение единства человека с его родной землей.
Смерти, для себя Бульба, не боялся, он много раз «играл» с ней и всегда выходил победителем. И память о нем, или о таких, как он, пусть и в литературном изложении дошла до нас.
В последние годы появились и научно-методические статьи об изучении в школе образа автора в художественном произведении, где автор выступает как действующее лицо или как определенная личность (не герой произведения понять изображенное в произведении, проникнуть в характеры героев. В таких произведениях, как «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и «После бала» Л. Н. Толстого, о событиях читателю сообщает рассказчик, повествователь. Взгляды его в одних случаях совпадают со взглядами автора, а в других он весьма далек от автора и по своим взглядам, и по своему развитию. Личность рассказчика отражается в содержании и стиле произведения. Учащиеся же обычно принимают его суждения за авторские (особенно в тех случаях, когда имя рассказчика we названо). Совершенно ясна необходимость в подобных случаях анализировать образ рассказчика и выяснять авторскую точку зрения, для того чтобы учащиеся поняли, что часто рассказчик вводится в художественное произведение для более широкого охвата и глубокого отражения действительности: он сам, как герой, является объектом изображения. Важно показать учащимся, что писатель может «видеть» события, предметы, картины глазами другого человека: очевидца Бородинского сражения, современника Пугачевского восстания и т. д. Автор не только смотрит на жизнь глазами другого человека, он и ведет от его лица рассказ. Настроение рассказчика, его психологическое состояние накладывают отпечаток на все повествование. Однако важно еще научить школьников «видеть» не только специально введенного в произведение рассказчика, но и автора даже в тех случаях, когда он выступает как определенное лицо («Евгений Онегин»), и в тех случаях (особенно сложных!), когда он незримо присутствует в тексте («Отцы и дети» Тургенева). Бывает и так, что повествование ведется от автора, но события в большей или меньшей степени показаны через восприятие героев. В таком случае отбор фактов и их освещение определяются личностью того героя, с чьей точки зрения дано описание. Перед словесниками и стоит задача — научить школьников воспринимать художественное произведение как явление искусства, в котором в образной форме отражается жизнь не только через изображение событий, героев, обстоятельств их жизни, но и через образы автора, рассказчика. Они являются и частью этой действительности, и критерием ее оценки. Рассмотрение личности рассказчика в повествовании может быть различным в зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки, характера произведения. Накапливаются соответствующие наблюдения уже в восьмилетней школе. С этой точки зрения весьма полезно в процессе разбора художественного произведения в V—VII классах ставить перед учащимися вопросы об отношении автора к героям, о характере речи автора, о том, в каком порядке располагает он части произведения. В старших классах целесообразно проведение уроков, посвященных образу автора в конкретном произведении при текстуальном его изучении. Наблюдения над текстом учащимся понять, какое отражение получает личность автора в том или другом произведении. Постепенно у школьников складывается и более общее понятие о том, что образ рассказчика обычно отражается в самом повествовании. Но для того чтобы учащимся это общее понятие было совершенно ясно, недостаточно одних наблюдений над текстами произведений, необходима практическая работа — пересказ с заменой одного рассказчика другим. Переходя от наблюдений за отражением личности автора, повествователя в произведении к составлению пересказа авторского текста от лица героя, учащиеся убеждаются в том, что повествование изменяется с заменой рассказчика: отбор фактов, их освещение, эмоциональная окраска речи, соразмерность частей повествования будут определяться личностью нового повествователя. Следовательно, пересказ от лица героя практическому закреплению общего понятия об отражении личности повествователя в самом рассказе, понятия, полученного на основании наблюдений над текстами произведений. «Попытка применить выраженный словесно принцип на практике ведет к лучшему пониманию его. Иногда только этим впервые достигается понимание»,— пишут советские психологи. Но не только в этом смысле пересказ от лица героя является средством углубленного изучения литературы. Такой вид пересказа вызывает большой интерес у школьников, заставляет их внимательно вчитываться в текст художественного произведения, стимулирует активное его изучение. Особую роль в этой работе играет точка зрения, с которой нужно посмотреть на события, описанные автором.
Тарас Бульба – один из главных героев одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя. Несмотря на то, что действие повести происходит во второй половине XVII века, она до сих пор не потеряла своей актуальности.
Тарас Бульба – казачий полковник. Он, будучи дворянином, всей душой на стороне сражающегося против польских угнетателей украинского народа. Своих двоих сыновей Остапа и Андрия Бульба тоже решает приобщить к казацкому войску и отправляет их на Сечь сразу после окончания семинарии. В конце повести оба сына Тараса погибают: Андрий от рук самого отца, а Остапа казнят поляки. Бульба вместе со своим полком отчаянно мстит ненавистным полякам за сына, но и сам, в итоге, погибает от их рук.
На протяжении всего повествования Тарас Бульба демонстрирует невероятную силу духа, волю и выдержку. Он безгранично предан своему народу и его идеалам. Доказательством верности Бульбы украинскому народу и православию служит убийство им родного сына. Узнав о том, что Андрий принял сторону врага, Тарас не может простить предательства и собственными руками убивает его.
Характеру Андрия Гоголь противопоставляет образ Остапа. Он, в отличие от брата, как и отец, верен казачеству. В ходе одного из боёв Остапа берут в плен. Бульба отправляется за сыном в Варшаву, намереваясь выкупить его. Но этому не суждено сбыться. Тарас становится свидетелем казни Остапа. Он мужественно реагирует на происходящее, кивая головой в знак одобрения выносливости сына. На стон Остапа: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» Тарас отвечает: «Слышу!».
Уже в конце повести, когда Бульба привязан к дереву, пылающему над рекой, он думает о своих братьях-казаках, обращает к ним свои последние слова. Тарас Бульба – олицетворение единства человека с его родной землей.
Смерти, для себя Бульба, не боялся, он много раз «играл» с ней и всегда выходил победителем. И память о нем, или о таких, как он, пусть и в литературном изложении дошла до нас.
В таких произведениях, как «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и «После бала» Л. Н. Толстого, о событиях читателю сообщает рассказчик, повествователь. Взгляды его в одних случаях совпадают со взглядами автора, а в других он весьма далек от автора и по своим взглядам, и по своему развитию. Личность рассказчика отражается в содержании и стиле произведения. Учащиеся же обычно принимают его суждения за авторские (особенно в тех случаях, когда имя рассказчика we названо). Совершенно ясна необходимость в подобных случаях анализировать образ рассказчика и выяснять авторскую точку зрения, для того чтобы учащиеся поняли, что часто рассказчик вводится в художественное произведение для более широкого охвата и глубокого отражения действительности: он сам, как герой, является объектом изображения.
Важно показать учащимся, что писатель может «видеть» события, предметы, картины глазами другого человека: очевидца Бородинского сражения, современника Пугачевского восстания и т. д. Автор не только смотрит на жизнь глазами другого человека, он и ведет от его лица рассказ. Настроение рассказчика, его психологическое состояние накладывают отпечаток на все повествование.
Однако важно еще научить школьников «видеть» не только специально введенного в произведение рассказчика, но и автора даже в тех случаях, когда он выступает как определенное лицо («Евгений Онегин»), и в тех случаях (особенно сложных!), когда он незримо присутствует в тексте («Отцы и дети» Тургенева). Бывает и так, что повествование ведется от автора, но события в большей или меньшей степени показаны через восприятие героев.
В таком случае отбор фактов и их освещение определяются личностью того героя, с чьей точки зрения дано описание.
Перед словесниками и стоит задача — научить школьников воспринимать художественное произведение как явление искусства, в котором в образной форме отражается жизнь не только через изображение событий, героев, обстоятельств их жизни, но и через образы автора, рассказчика. Они являются и частью этой действительности, и критерием ее оценки.
Рассмотрение личности рассказчика в повествовании может быть различным в зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки, характера произведения. Накапливаются соответствующие наблюдения уже в восьмилетней школе. С этой точки зрения весьма полезно в процессе разбора художественного произведения в V—VII классах ставить перед учащимися вопросы об отношении автора к героям, о характере речи автора, о том, в каком порядке располагает он части произведения. В старших классах целесообразно проведение уроков, посвященных образу автора в конкретном произведении при текстуальном его изучении.
Наблюдения над текстом учащимся понять, какое отражение получает личность автора в том или другом произведении. Постепенно у школьников складывается и более общее понятие о том, что образ рассказчика обычно отражается в самом повествовании. Но для того чтобы учащимся это общее понятие было совершенно ясно, недостаточно одних наблюдений над текстами произведений, необходима практическая работа — пересказ с заменой одного рассказчика другим. Переходя от наблюдений за отражением личности автора, повествователя в произведении к составлению пересказа авторского текста от лица героя, учащиеся убеждаются в том, что повествование изменяется с заменой рассказчика: отбор фактов, их освещение, эмоциональная окраска речи, соразмерность частей повествования будут определяться личностью нового повествователя.
Следовательно, пересказ от лица героя практическому закреплению общего понятия об отражении личности повествователя в самом рассказе, понятия, полученного на основании наблюдений над текстами произведений.
«Попытка применить выраженный словесно принцип на практике ведет к лучшему пониманию его. Иногда только этим впервые достигается понимание»,— пишут советские психологи.
Но не только в этом смысле пересказ от лица героя является средством углубленного изучения литературы. Такой вид пересказа вызывает большой интерес у школьников, заставляет их внимательно вчитываться в текст художественного произведения, стимулирует активное его изучение. Особую роль в этой работе играет точка зрения, с которой нужно посмотреть на события, описанные автором.