Петр родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможности духовного прозрения. Оно и наступает в финальной сцене повести, когда П., уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал.
Автор читал в саду и когда стало темно отправился домой.у будки сторожа автор встречает плачущего мальчика.мальчик стоит на посту. он часовой.большие позвали его играть в войну и забыли про него.автор спрашивает почему он не уход, а мальчик говорит, что дал честное слово.автор предлагает заменить мальчика, но он не военный.автор решил позвать военного, но никого не было, кроме железнодорожника.автор видит как в трамвай садится майор и зовет его.майор сразу соглашается .майор успевает снять с поста мальчика и сад закрывается.мальчик вырастет настоящим человеком.