Рассказ посвящен военным действиям на кавказе во второй половине xix века. в это время шла кровопролитная война за присоединение кавказа к россии. горские народы оказывали упорное сопротивление, захватывали солдат в плен. обозы могли передвигаться от одной крепости к другой только под усиленной охраной. л. н. толстой сам был участником боевых действий и описывал события, имея представление о реальной картине событий, поэтому рассказ «кавказский пленник» можно с полным правом назвать былью. главными участниками событий в рассказе стали два офицера — жилин и костылин. жилин получает письмо от матери с просьбой приехать домой навестить ее, отпрашивается в отпуск и выезжает из крепости. рассказ построен на сопоставлении главных героев. оно начинается уже с их фамилий. жилин — от слова «жила» , т. е. сильный, выносливый человек. деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. так и костылин мешал жилину во всем. по вине костылина жилин попал в плен и не удался их первый побег. жилин – сильный, волевой человек. он не рассчитывает на мать, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. именно эту мысль, прежде всего, хотел донести до читателя автор. костылин – , слабый и морально, надеется только на выкуп, который пришлет его мать. костылин не смог убежать из плена. он остался не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма. писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться из плена внешнего. сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне жилина — простого, храброго, честного офицера. на костылина же ни в чем нельзя положиться. всё творчество л. н. толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между . читая рассказ «кавказский пленник» , мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. это поняла и маленькая дина, хотя жилин был взрослее её и чужим по крови. л. н. толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.
жилин – главный герой рассказа л.н. толстого «кавказский пленник». это офицер, попавший в плен к татарам. жилину неоткуда было ждать , поэтому он пытался спастись самостоятельно. жилин внимательно наблюдал за жизнью татар. он подружился с девочкой диной, дочерью татарского атамана, которая приносила ему хлеб и воду. это была девочка «тоненькая, худенькая, лет тринадцати». сначала дина боялась жилина, ставила ему еду и сразу убегала. но жилин сделал ей несколько забавных кукол из глины, и дина перестала бояться. она начала тайком приносить ему молоко и жареную баранину. после того как жилин с костылиным пытались сбежать и их снова поймали, татары собирались убить своих пленников. дина прибежала ночью к яме, где они сидели, и рассказала все жилину. ей было жалко его, ведь она чувствовала, что он хороший человек. она ему сбежать во второй раз, хотя ее могли за это строго наказать, если бы кто-то узнал. жилин тоже полюбил дину: прощаясь с ней, он тепло ее и со слезами сказал: «прощай, динушка, век буду тебя помнить». он жалел, что не сможет больше делать ей кукол. жилина и дины учит нас тому, как важно быть добрыми друг к другу даже в самых трудных ситуациях. жилин сделал для дины кукол просто потому, что был добрым человеком и любил детей. дина почувствовала его доброту и спасла ему жизнь. как говорит пословица, как аукнется, так и откликнется!
жилин – главный герой рассказа л.н. толстого «кавказский пленник». это офицер, попавший в плен к татарам. жилину неоткуда было ждать , поэтому он пытался спастись самостоятельно. жилин внимательно наблюдал за жизнью татар. он подружился с девочкой диной, дочерью татарского атамана, которая приносила ему хлеб и воду. это была девочка «тоненькая, худенькая, лет тринадцати». сначала дина боялась жилина, ставила ему еду и сразу убегала. но жилин сделал ей несколько забавных кукол из глины, и дина перестала бояться. она начала тайком приносить ему молоко и жареную баранину. после того как жилин с костылиным пытались сбежать и их снова поймали, татары собирались убить своих пленников. дина прибежала ночью к яме, где они сидели, и рассказала все жилину. ей было жалко его, ведь она чувствовала, что он хороший человек. она ему сбежать во второй раз, хотя ее могли за это строго наказать, если бы кто-то узнал. жилин тоже полюбил дину: прощаясь с ней, он тепло ее и со слезами сказал: «прощай, динушка, век буду тебя помнить». он жалел, что не сможет больше делать ей кукол. жилина и дины учит нас тому, как важно быть добрыми друг к другу даже в самых трудных ситуациях. жилин сделал для дины кукол просто потому, что был добрым человеком и любил детей. дина почувствовала его доброту и спасла ему жизнь. как говорит пословица, как аукнется, так и откликнется!