кладовая солнца" м. м. пришвина - сказка-быль, в которой переплетаются и правда, и вымысел, и легенда, и жизнь. уже сам зачин произведения словно вводит нас в волшебный, сказочный мир: "в одном селе, возле блудова болота, в районе города
переяславль-залесского, осиротели двое ". но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом деле. во-первых, автор точно указал место и время, во-вторых, рассказ ведется от лица человека, жившего по соседству, а в сказках обычно говорится, что дело было "давным-давно", и происходило оно "в тридевятом царстве, тридесятом государстве".
настя и митраша - главные герои. "золотая курочка" и "мужичок в мешочке", как ласково называли их соседи. после смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пятистенная, корова зорька, телушка дочка, золотой петух петя и поросенок хрен. дети заботились обо всех живых существах. настя, занимаясь женскими делами, "хлопотала по хозяйству до ночи". на митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. так дети жили дружно, не зная горестей и бед. это описание жизни тоже напоминает сказку - чудесный мир, где все живое взаимосвязано.
сказочные герои всегда противостоят врагам: ведьмам, кощею, бабе яге и другой нечисти. так и герои "кладовой солнца" оказываются в ситуации, когда они должны противостоять опасностям и злу (которое может таиться не только вокруг, но и внутри самого человека) . однажды, вспомнив о том, что в лесу есть палестинка, на которой растет самая вкусная клюква, митраша и настя отправляются туда, чтобы набрать побольше этой "полезной для здоровья ягоды". а дорога на чудесную палестинку лежит через слепую елань - гиблое место, где пропало много людей и животных. пройдя полпути, настя и митраша присели отдохнуть на лежачем камне в блудовом болоте, о котором существовала легенда, что лет двести тому назад ветер-сеятель принес сюда два семечка: семя сосны и семя ели. оба семечка легли в одну ямку, и из них проросли два дерева. их корни переплелись, а стволы тянулись к свету, стараясь обогнать друг друга. деревья разных пород боролись между собой за питание, воздух и свет. и когда ветер качал эти деревья, ель и сосна стонали на все блудово болото, словно живые существа. так и настя с митрашей иногда спорили между собой. и не случайно ссора, случившаяся между ними, произошла под этими деревьями. у пришвина природа принимает участие в судьбе героев, она изображена не только живой, но и имеющей душу, которая, как у человека, радуется, печалится, любит, страдает (эти же приемы очеловечивания природы мы встречаем и в сказках) .
"кладовая солнца" - удивительная сказка-быль, которая заставляет задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе.
в рассказе два главных героя – яшка и володя. яшка – деревенский паренек, вполне самостоятельный, хорошо знающий рыбные места, много раз ходивший на дроздов. володя – московский школьник, никогда не державший в руках удочки, не ловивший птиц.
рано встали, чтобы порыбачить. яшка встал на два часа раньше, накопал червей и разбудил володю. тот, хотя и ждал этого утра с нетерпением, чуть не испортил и яшке, и себе , так как еще не проснулся.
по-разному смотрят на мелочи жизни. яшка презирает москвича за то, что он идет ловить рыбу в ботинках: «надо было связываться с этим москвичом, который, наверное, и рыбы в глаза не видал, идет на в » для володи ходить босиком – значит выпендриваться: «подумаешь, велика важность босиком идти! воображалы какие! » чувство обиды не мешает володе стыдиться своей неловкости и восхищаться загаром, одеждой, походкой яшки. а яшкин гнев смягчило признание володи в том, что он никогда не ловил рыбу. только что едва не подрались, и тут же с восторгом перспективы будущего ночного лова. не стесняясь своего незнания, москвич спрашивает обо всем, что ему интересно и непонятно. яшка отвечает обстоятельно, не задаваясь и не подначивая. володя наслаждается утром: «как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга! » наконец пришли к месту , омуту, в котором никто из местных не купается, потому что большая глубина, вода холодная, а мишка каюненок врет, что там осьминоги водятся. володя неумело закидывает, и леска цепляется за ветлу. яшка, ругаясь на неумелого москвича, сам упустил рыбу. володя сначала не столько ловит, сколько следит за борьбой яшки с большим лещом, его «сердце неистово колотилось», а потом, не сумев сохранить равновесие в борьбе со своей рыбой, падает в омут. яшка сначала ругается («недотепа чертова! »), потом берет ком земли, чтобы швырнуть в лицо неумехи, как только тот вынырнет, но уже в следующее мгновение понимает, что володя тонет.
спасение володи – заслуга яши, сам бы он не выбрался, да и яша в какой-то момент уже не верил, что володя выживет.
эта сцена, конечно, характеризует яшу, здесь он становится главным героем рассказа. сначала яша автоматически попятился от воды, во-первых, чтобы самому не свалиться, во-вторых, потому что вспомнил рассказы об осьминоге. потом, «подгоняемый страшными звуками» помчался за в деревню, но остановился, «будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя», надеяться не на кого. когда яшка вернулся, володя уже скрылся под водой. преодолевая себя, яша «вскрикнул и скатился вниз», «прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к володе, схватил его за руку». володя вцепился в яшу и чуть не утопил его. оторвав от себя москвича, яша отплыл и отдышался. так все кругом было красиво, утро было такое тихое, «а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное – только что утонул человек, и это он, яшка, ударил, утопил его».
автор не описывает чувств яши в этот момент. володю больше не видно, и яшке приходится нырять, чтобы найти его. здесь нет описания чувств, есть только описание действий: «яшка моргнул, отпустил осоку, повел плечами под мокрой рубашкой, глубоко, с перерывами вдохнул и нырнул». оказалось, что володя запутался ногой в высокой траве. яша, задыхаясь, выплыл сам и вытащил володю. но на этом испытания не закончились. яшка начал делать искусственное дыхание – не . стало еще страшнее, ведь все оказалось напрасным: «убежать бы куда-нибудь, спрятаться, чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица». убежать нельзя, некому . и мальчишка вновь действует, делает все, что может и знает: «яшка всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил володю за ноги, вытянул, насколько хватало сил, вверх и, побагровев от натуги, начал трясти». изо рта володи хлынула вода, когда обессиливший яша хотел «бросить все и бежать куда глаза глядят». не всякий взрослый заставил бы себя делать то, что смог за это короткое время яшка. и опять яшка реагирует на ситуацию поэтапно: сначала «никого сейчас не любил он больше володи», а потом у него из глаз хлынули слезы. оба парня пришли в себя, оба в шоке от произошедшего. единственное, что может сейчас, ужасаясь и удивляясь, сказать володя: «как я тону-ул! », а яшка плачет и по-детски злится: «да-а… ты уто-па-ть…а мне тебя спаса-а-ать…»
и все это произошло с ними за короткое время, за утро. за эти несколько часов, особенно за те несколько минут, которые прошли в борьбе за жизнь володи, мы узнали, каким человеком будет яша, когда вырастет, как он поведет себя в критической ситуации.
кладовая солнца" м. м. пришвина - сказка-быль, в которой переплетаются и правда, и вымысел, и легенда, и жизнь. уже сам зачин произведения словно вводит нас в волшебный, сказочный мир: "в одном селе, возле блудова болота, в районе города
переяславль-залесского, осиротели двое ". но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом деле. во-первых, автор точно указал место и время, во-вторых, рассказ ведется от лица человека, жившего по соседству, а в сказках обычно говорится, что дело было "давным-давно", и происходило оно "в тридевятом царстве, тридесятом государстве".
настя и митраша - главные герои. "золотая курочка" и "мужичок в мешочке", как ласково называли их соседи. после смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пятистенная, корова зорька, телушка дочка, золотой петух петя и поросенок хрен. дети заботились обо всех живых существах. настя, занимаясь женскими делами, "хлопотала по хозяйству до ночи". на митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. так дети жили дружно, не зная горестей и бед. это описание жизни тоже напоминает сказку - чудесный мир, где все живое взаимосвязано.
сказочные герои всегда противостоят врагам: ведьмам, кощею, бабе яге и другой нечисти. так и герои "кладовой солнца" оказываются в ситуации, когда они должны противостоять опасностям и злу (которое может таиться не только вокруг, но и внутри самого человека) . однажды, вспомнив о том, что в лесу есть палестинка, на которой растет самая вкусная клюква, митраша и настя отправляются туда, чтобы набрать побольше этой "полезной для здоровья ягоды". а дорога на чудесную палестинку лежит через слепую елань - гиблое место, где пропало много людей и животных. пройдя полпути, настя и митраша присели отдохнуть на лежачем камне в блудовом болоте, о котором существовала легенда, что лет двести тому назад ветер-сеятель принес сюда два семечка: семя сосны и семя ели. оба семечка легли в одну ямку, и из них проросли два дерева. их корни переплелись, а стволы тянулись к свету, стараясь обогнать друг друга. деревья разных пород боролись между собой за питание, воздух и свет. и когда ветер качал эти деревья, ель и сосна стонали на все блудово болото, словно живые существа. так и настя с митрашей иногда спорили между собой. и не случайно ссора, случившаяся между ними, произошла под этими деревьями. у пришвина природа принимает участие в судьбе героев, она изображена не только живой, но и имеющей душу, которая, как у человека, радуется, печалится, любит, страдает (эти же приемы очеловечивания природы мы встречаем и в сказках) .
"кладовая солнца" - удивительная сказка-быль, которая заставляет задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе.
в рассказе два главных героя – яшка и володя. яшка – деревенский паренек, вполне самостоятельный, хорошо знающий рыбные места, много раз ходивший на дроздов. володя – московский школьник, никогда не державший в руках удочки, не ловивший птиц.
рано встали, чтобы порыбачить. яшка встал на два часа раньше, накопал червей и разбудил володю. тот, хотя и ждал этого утра с нетерпением, чуть не испортил и яшке, и себе , так как еще не проснулся.
по-разному смотрят на мелочи жизни. яшка презирает москвича за то, что он идет ловить рыбу в ботинках: «надо было связываться с этим москвичом, который, наверное, и рыбы в глаза не видал, идет на в » для володи ходить босиком – значит выпендриваться: «подумаешь, велика важность босиком идти! воображалы какие! » чувство обиды не мешает володе стыдиться своей неловкости и восхищаться загаром, одеждой, походкой яшки. а яшкин гнев смягчило признание володи в том, что он никогда не ловил рыбу. только что едва не подрались, и тут же с восторгом перспективы будущего ночного лова. не стесняясь своего незнания, москвич спрашивает обо всем, что ему интересно и непонятно. яшка отвечает обстоятельно, не задаваясь и не подначивая. володя наслаждается утром: «как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга! » наконец пришли к месту , омуту, в котором никто из местных не купается, потому что большая глубина, вода холодная, а мишка каюненок врет, что там осьминоги водятся. володя неумело закидывает, и леска цепляется за ветлу. яшка, ругаясь на неумелого москвича, сам упустил рыбу. володя сначала не столько ловит, сколько следит за борьбой яшки с большим лещом, его «сердце неистово колотилось», а потом, не сумев сохранить равновесие в борьбе со своей рыбой, падает в омут. яшка сначала ругается («недотепа чертова! »), потом берет ком земли, чтобы швырнуть в лицо неумехи, как только тот вынырнет, но уже в следующее мгновение понимает, что володя тонет.
спасение володи – заслуга яши, сам бы он не выбрался, да и яша в какой-то момент уже не верил, что володя выживет.
эта сцена, конечно, характеризует яшу, здесь он становится главным героем рассказа. сначала яша автоматически попятился от воды, во-первых, чтобы самому не свалиться, во-вторых, потому что вспомнил рассказы об осьминоге. потом, «подгоняемый страшными звуками» помчался за в деревню, но остановился, «будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя», надеяться не на кого. когда яшка вернулся, володя уже скрылся под водой. преодолевая себя, яша «вскрикнул и скатился вниз», «прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к володе, схватил его за руку». володя вцепился в яшу и чуть не утопил его. оторвав от себя москвича, яша отплыл и отдышался. так все кругом было красиво, утро было такое тихое, «а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное – только что утонул человек, и это он, яшка, ударил, утопил его».
автор не описывает чувств яши в этот момент. володю больше не видно, и яшке приходится нырять, чтобы найти его. здесь нет описания чувств, есть только описание действий: «яшка моргнул, отпустил осоку, повел плечами под мокрой рубашкой, глубоко, с перерывами вдохнул и нырнул». оказалось, что володя запутался ногой в высокой траве. яша, задыхаясь, выплыл сам и вытащил володю. но на этом испытания не закончились. яшка начал делать искусственное дыхание – не . стало еще страшнее, ведь все оказалось напрасным: «убежать бы куда-нибудь, спрятаться, чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица». убежать нельзя, некому . и мальчишка вновь действует, делает все, что может и знает: «яшка всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил володю за ноги, вытянул, насколько хватало сил, вверх и, побагровев от натуги, начал трясти». изо рта володи хлынула вода, когда обессиливший яша хотел «бросить все и бежать куда глаза глядят». не всякий взрослый заставил бы себя делать то, что смог за это короткое время яшка. и опять яшка реагирует на ситуацию поэтапно: сначала «никого сейчас не любил он больше володи», а потом у него из глаз хлынули слезы. оба парня пришли в себя, оба в шоке от произошедшего. единственное, что может сейчас, ужасаясь и удивляясь, сказать володя: «как я тону-ул! », а яшка плачет и по-детски злится: «да-а… ты уто-па-ть…а мне тебя спаса-а-ать…»
и все это произошло с ними за короткое время, за утро. за эти несколько часов, особенно за те несколько минут, которые прошли в борьбе за жизнь володи, мы узнали, каким человеком будет яша, когда вырастет, как он поведет себя в критической ситуации.