Чижа захлопнула злодейка-западня: Бедняжка в ней и рвался, и метался, А Голубь молодой над ним же издевался. «Не стыдно ль», говорит: «средь бела дня Попался! Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело». Ан смотришь, тут же сам запутался в силок. И дело!
Лев и Лисица
Лиса, не видя сроду Льва, С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива. Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался. Но уж не так ей страшен показался. А третий раз потом Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся, Поколь к нему не приглядимся.
Волк и Пастухи
Волк, близко обходя пастуший двор И видя, сквозь забор, Что́, выбрав лучшего себе барана в стаде, Спокойно Пастухи барашка потрошат, А псы смирнехонько лежат, Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде: «Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья, Когда бы это сделал я!»
Мальчик и Змея
Мальчишка, думая поймать угря, Схватил Змею и, во́ззрившись, от страха Стал бледен, как его рубаха. Змея, на Мальчика спокойно посмотря, «Послушай», говорит: «коль ты умней не будешь, То дерзость не всегда легко тебе пройдет. На сей раз Бог простит; но берегись вперед, И знай, с кем шутишь!»
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам; Да только воз и ныне там.
Комар и Пастух
Пастух под тенью спал, надеялся на псов, Приметя то, змея из-под кустов Ползет к нему, вон высунувши жало; И Пастуха на свете бы не стало: Но сжаляся над ним, Комар, что было сил, Сонливца укусил. Проснувшися, Пастух змею убил; Но прежде Комара спросонья так хватил, Что бедного его как не бывало.
Таких примеров есть немало: Коль слабый сильному, хоть движимый добром, Открыть глаза на правду покусится, Того и жди, что то же с ним случится, Что́ с Комаром.
Идейный замысел новеллы "Венера Илльская" - в обличении противоестественности буржуазного брака-сделки, господства денежных отношений как пагубной основы взаимоотношений людей в буржуазном обществе. Свидетельством измельчания человека современного мира, его духовной и эмоциональной жизни здесь является брак по расчету, сделавшийся уже социальной нормой. Любовь как духовная сила утрачивала свою уникальность, ее начала вытеснять страсть к деньгам как высшей, универсальной форме могущества. Не случайно провинциальный богач Альфонс больше говорит о приданом своей невесты, чем о ней самой: «Самое главное, она очень богата. Ее тетка из Прада оставила ей свое состояние. О, я буду очень счастлив!» .
Он собирался подарить своей невесте фамильный обручальный перстень в форме двух сплетенных рук, но поэтический символ этого союза был изуродован безвкусным нагромождением бриллиантов. Ему и здесь важны деньги, а не красота кольца и уважение к его будущей супруге («это дело моей супруги устраиваться, как она хочет» , «носить тысячу двести франков на пальце всякому лестно») . Путаница с кольцами подчеркивает взаимозаменяемость и обесцененность любви в современном мире: обручальный перстень с надписью «навеки с тобой» попадает на палец Венеры, а невеста же получает кольцо, подаренное жениху его бывшей возлюбленной.
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Лев и ЛисицаБедняжка в ней и рвался, и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль», говорит: «средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался.
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Волк и ПастухиПоколь к нему не приглядимся.
Волк, близко обходя пастуший двор
Мальчик и Змея И видя, сквозь забор,
Что́, выбрав лучшего себе барана в стаде,
Спокойно Пастухи барашка потрошат,
А псы смирнехонько лежат,
Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде:
«Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,
Когда бы это сделал я!»
Мальчишка, думая поймать угря,
Лебедь, Щука и РакСхватил Змею и, во́ззрившись, от страха
Стал бледен, как его рубаха.
Змея, на Мальчика спокойно посмотря,
«Послушай», говорит: «коль ты умней не будешь,
То дерзость не всегда легко тебе пройдет.
На сей раз Бог простит; но берегись вперед,
И знай, с кем шутишь!»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Комар и ПастухВезти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Пастух под тенью спал, надеялся на псов,
Приметя то, змея из-под кустов
Ползет к нему, вон высунувши жало;
И Пастуха на свете бы не стало:
Но сжаляся над ним, Комар, что было сил,
Сонливца укусил.
Проснувшися, Пастух змею убил;
Но прежде Комара спросонья так хватил,
Что бедного его как не бывало.
Таких примеров есть немало:
Коль слабый сильному, хоть движимый добром,
Открыть глаза на правду покусится,
Того и жди, что то же с ним случится,
Что́ с Комаром.
господства денежных отношений как пагубной основы взаимоотношений людей в буржуазном обществе. Свидетельством измельчания человека современного мира, его духовной и эмоциональной жизни здесь является брак по расчету, сделавшийся уже социальной нормой. Любовь как духовная сила утрачивала свою уникальность, ее начала вытеснять страсть к деньгам как высшей, универсальной форме могущества. Не случайно провинциальный богач Альфонс больше говорит о приданом своей невесты, чем о ней самой: «Самое главное, она очень богата. Ее тетка из Прада оставила ей свое состояние. О, я буду очень счастлив!» .
Он собирался подарить своей невесте фамильный обручальный перстень в форме двух сплетенных рук, но поэтический символ этого союза был изуродован безвкусным нагромождением бриллиантов. Ему и здесь важны деньги, а не красота кольца и уважение к его будущей супруге («это дело моей супруги устраиваться, как она хочет» , «носить тысячу двести франков на пальце всякому лестно») . Путаница с кольцами подчеркивает взаимозаменяемость и обесцененность любви в современном мире: обручальный перстень с надписью «навеки с тобой» попадает на палец Венеры, а невеста же получает кольцо, подаренное жениху его бывшей возлюбленной.