Сравните фрагмент поэмы н.в. гоголя «мёртвые души» с фрагментом рассказа и.с. тургенева «хорь и калиныч». в чём схожи и чем различаются собакевич и хорь? на пороге избы встретил меня старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам хорь. я с любопытством посмотрел на этого хоря. склад его лица напоминал сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. мы вошли вместе в избу. тот же федя принёс мне молока с чёрным хлебом. хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мною в разговор. он, казалось, чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов.мы с ним толковали о посеве, об урожае, о крестьянском быте… он со мной всё как будто соглашался; только потом мне становилось совестно, и я чувствовал, что говорю не то… так оно как-то странно выходило. хорь выражался иногда мудрено, должно быть, из осторожности… вот вам образчик нашего разговора: – послушай-ка, хорь, – говорил я ему, – отчего ты не откупишься от своего барина? – а для чего мне откупаться? теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю… барин у нас хороший.– всё же лучше на свободе, – заметил я.хорь посмотрел на меня сбоку.– вестимо, – проговорил он.– ну, так отчего же ты не откупаешься? хорь покрутил головой.– чем, батюшка, откупиться прикажешь? – ну, полно, старина…– попал хорь в вольные люди, – продолжал он вполголоса, как будто про себя, – кто без бороды живёт, тот хорю и набольший.– а ты сам бороду сбрей.– что борода? борода – трава: скосить можно.– ну, так что ж? – а, знать, хорь прямо в купцы попадёт; купцам-то жизнь хорошая, да и те в бородах.– а что, ведь ты тоже торговлей занимаешься? – спросил я его.– торгуем маслишком да дёгтишком… что же, тележку, батюшка, прикажешь заложить? «крепок ты на язык и человек себе на уме», – подумал я.(и.с. тургенев. «хорь и калиныч»)
Законы бывают писаные и неписаные. Есть те, что записаны в Конституции и Уголовном Кодексе. А есть законы неписаные - именно их имеют в виду, когда говорят о том, что нужно жить по законам сердца и совести.
К сожалению, не записано в Конституции право человека на доброе к себе отношение, да и невозможно это обеспечить силой закона. Но неписаный закон, закон сердца и совести, говорит нам относиться к людям так, как мы хотим, чтобы относились к нам. Это так называемое золотое правило, которое мы усваиваем еще в детстве. Если малыш обижает кого-то, ему говорят: "А если к тебе так отнесутся? Тебе приятно будет?". Так закладывается правильноен отношение к окружающим.
Никакой Уголовный кодекс не накажет эгоистичного неблагодарного человека - нет там такой статьи. Однако человек понимает, что жить в обществе и не считаться с другими людьми нельзя. Совершая гадкий поступок, (даже если за него невозможно привлечь к ответственности по закону), человек ставит себя вне общества, показывает, что ни в грош не ставит окружающих. Стоит ли удивляться, что с такими людьми никто не хочет общаться? Таким образом, человек, нарушающий неписаные законы, сам себя наказывает. Рано или поздно он становится изгоем. Причем, если уголовный преступник может и скрыться от правосудия, наказание за нарушение неписаных законов абсолютно неотвратимо.