Сравните образы туч в двух стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Тучи» («Тучки небесные, вечные странники…») и «Утес» («Ночевала тучка золотая…»). Чем эти образы похожи, чем отличаются? Что эти образы сказать автору? ответ не из интернета
3.Найдите слово, которое присутствует в каждом из перечисленных стихотворений М. Ю.Лермонтова: «На севере диком», «Листок», «Утес» — и определяет все его творчество.
В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?
а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий
б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»
в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны
Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи».
а) ямб
б) хорей
в) дактиль
г) амфибрахий
Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?
а) свободолюбивым порывом
б) неразделенностью любви
в) непрочностью человеческих отношений
г) бунтарством, мятежным неприятием мира
В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?
а) потребительское отношение человека к природе
б) трагическое столкновение красоты с законами бытия
в) роковой смысл ропота пальм на Бога
Определите жанр стихотворения «Три пальмы».
а) баллада
б) поэма
в) сонет
г) элегия
9. Определите размер, которым написано стихотворение «Три пальмы».
а) ямб
б) хорей
в) дактиль
г) амфибрахий
10. Какова основная тема стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком...»?
а) разлука двух влюбленных
б) трагическая непреодолимость одиночества
в) неразделенная любовь
11. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М. Ю. Лермонтов переносит ударение в словах?
...Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
а) для создания поэтического колорита
б) для сохранения ритма
в) для соответствия размеру
12. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?
а) сопоставления мира чинары и листка
б) антитезы двух миров
в) стремления к единению
Что символизируют собой герои стихотворения «Листок»?
а) листок 1) спокойствие, отрыв от реальной жизни,
не к состраданию
б) чинара 2) одинокая, бесприютная, скитальческая
жизнь, неприкаянность
в) море 3) жизнь и смерть
14*. Назовите основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
В России много чудесных мест. Величавые сибирские просторы, сказочный мир байкальской природы. Человек же зачастую относится к природе бездумно и жестоко, по варварски вторгается ее жизнь, не задумываясь о своём будущем и будущем своих детей. Да! Необдуманное вторжение в природу губительно в первую очередь для самого человека. Человек и природа занимают важное место в современной русской литературе. Экологическая тема звучит в произведениях Чингиза Айтматова и Виктора Астафьева. Каждый из этих талантливых писателей на протяжении всей своей жизни "бил в набат", пытаясь обратить внимание общества и властей на экологическую обстановку в стране. В повести Айтматова под названием "Последняя сказка. Белый пароход" особое место занимает сказка, которую рассказал мальчику, главному герою повести, его дед. Эта сказка об оленихе, вскормившей двух детей-сирот. Потомки этих детей стали истреблять оленей, и тогда мать-олениха навсегда ушла с Иссык-Куля. В этой сказке олениха является символом матери-природы. Повесть "Последняя сказка. Белый пароход" трагична. Гибнет олениха и вместе с нею гибнет мальчик, не могущий понять и принять происшедшего. Природа беззащитна, и вместе с нею беззащитен человек. Своё сочинение я хочу завершить несколькими этими фразами из рассказа Астафьева “Падение листа:
«И возникла простая и такая будничная мысль: пока падал лист, пока он достиг земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей? Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось слез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Как постигнуть все это? Как воссоединить простоту и величие смысла жизни со страшной явью бытия?»
Астафьев этими словами ясно даёт понять: жизнь человека неразрывна с жизнью природы. Обрекая же природу на смерть, человек губит и самого себя.
1. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Парус»?
а) гражданская тематика
б) вольнолюбие
в) пейзаж
г) тема одиночества
2. Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, утеса, паруса, листка?
а) одиночества, изгнанничества
б) бунтарства, стихийного порыва
в) непонятости, страдания, тоски
г) избранности
3.Найдите слово, которое присутствует в каждом из перечисленных стихотворений М. Ю.Лермонтова: «На севере диком», «Листок», «Утес» — и определяет все его творчество.
В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?
а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий
б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»
в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны
Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи».
а) ямб
б) хорей
в) дактиль
г) амфибрахий
Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?
а) свободолюбивым порывом
б) неразделенностью любви
в) непрочностью человеческих отношений
г) бунтарством, мятежным неприятием мира
В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?
а) потребительское отношение человека к природе
б) трагическое столкновение красоты с законами бытия
в) роковой смысл ропота пальм на Бога
Определите жанр стихотворения «Три пальмы».
а) баллада
б) поэма
в) сонет
г) элегия
9. Определите размер, которым написано стихотворение «Три пальмы».
а) ямб
б) хорей
в) дактиль
г) амфибрахий
10. Какова основная тема стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком...»?
а) разлука двух влюбленных
б) трагическая непреодолимость одиночества
в) неразделенная любовь
11. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М. Ю. Лермонтов переносит ударение в словах?
...Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
а) для создания поэтического колорита
б) для сохранения ритма
в) для соответствия размеру
12. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?
а) сопоставления мира чинары и листка
б) антитезы двух миров
в) стремления к единению
Что символизируют собой герои стихотворения «Листок»?
а) листок 1) спокойствие, отрыв от реальной жизни,
не к состраданию
б) чинара 2) одинокая, бесприютная, скитальческая
жизнь, неприкаянность
в) море 3) жизнь и смерть
14*. Назовите основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
ответы
Тест «М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Лирика»
1. г;
2. а;
3. один, одиноко;
4. б;
5. в;
6. б;
7. в;
8. а;
9. г;
10. б;
11. а, б;
12. б;
13. а —2, 6—1, в —3.
Человек и природа занимают важное место в современной русской литературе. Экологическая тема звучит в произведениях Чингиза Айтматова и Виктора Астафьева. Каждый из этих талантливых писателей на протяжении всей своей жизни "бил в набат", пытаясь обратить внимание общества и властей на экологическую обстановку в стране. В повести Айтматова под названием "Последняя сказка. Белый пароход" особое место занимает сказка, которую рассказал мальчику, главному герою повести, его дед. Эта сказка об оленихе, вскормившей двух детей-сирот. Потомки этих детей стали истреблять оленей, и тогда мать-олениха навсегда ушла с Иссык-Куля. В этой сказке олениха является символом матери-природы. Повесть "Последняя сказка. Белый пароход" трагична. Гибнет олениха и вместе с нею гибнет мальчик, не могущий понять и принять происшедшего. Природа беззащитна, и вместе с нею беззащитен человек. Своё сочинение я хочу завершить несколькими этими фразами из рассказа Астафьева “Падение листа:
«И возникла простая и такая будничная мысль: пока падал лист, пока он достиг земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей? Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось слез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Как постигнуть все это? Как воссоединить простоту и величие смысла жизни со страшной явью бытия?»
Астафьев этими словами ясно даёт понять: жизнь человека неразрывна с жизнью природы. Обрекая же природу на смерть, человек губит и самого себя.
вроде