читая повести гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь. гоголь открывает читателю мир “маленьких людей”, мир чиновников, чиновничьего крючкотворства в своих “петербургских повестях”.
повесть «шинель» - центральная повесть цикла - продолжает тему «маленького человека» , намеченную пушкиным в «станционном смотрителе» и «медном всаднике» . но в сравнении с пушкиным гоголь усиливает и расширяет социальное звучание этой темы. гоголь смело ринулся в защиту попранных прав, оскорбления человеческого достоинства. воссоздавая трагедию «маленького человека» , писатель возбуждает к нему чувства жалости и сострадания, призывает к социальному гуманизму, к человечности, напоминает сослуживцам башмачкина, что он их брат. также в повести автор убеждает, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.
тема «маленького человека» прозвучала также в “повести о капитане копейкине. ” в ней рассказана драматическая об инвалиде - герое отечественной войны 1812 года, прибывшем в петербург за «монаршей милостью» . защищая родину, он потерял руку и ногу и лишился каких бы то ни было средств к существованию. капитан копейкин добивался встречи с самим министром, который оказался черствым, бездушным чиновником. “маленький человек “ попал в беду, из которой нет никакого выхода. а всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида.
символом государственной власти выступает и петербург - чинный, важный, утопающий в роскоши. этот город, в котором совершенно невозможно жить бедному человеку. петербург - , жестокий город, бесконечно чужд “маленькому человеку. ” к нему, этому человеку, равнодушен и министр. он не только не инвалиду, но возмутившись его “”, распорядился выслать его из столицы. вскоре копейкин стал атаманом появившийся в рязанских лесах “шайки разбойников”, грабившей казну и беднякам.
1. Что особенного было в смерти Базарова? Он не был ранен на войне, не был ранен, защищая женщину\ребёнка. Ничего героического в этой смерти нет. Разве только то, как он воспринял эту смерть.2. Смотря с какого ракурса рассматривать этих людей. С одной стороны, это люди, которые хотят внести в развитие мира что-то своё, что-то новое. С другой стороны, они только "ломают" всё:
—Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем. — Все? —Все. — Как? Не только искусство, поэзию... но и... — Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров. — Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович. — Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить. — Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.
читая повести гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь. гоголь открывает читателю мир “маленьких людей”, мир чиновников, чиновничьего крючкотворства в своих “петербургских повестях”.
повесть «шинель» - центральная повесть цикла - продолжает тему «маленького человека» , намеченную пушкиным в «станционном смотрителе» и «медном всаднике» . но в сравнении с пушкиным гоголь усиливает и расширяет социальное звучание этой темы. гоголь смело ринулся в защиту попранных прав, оскорбления человеческого достоинства. воссоздавая трагедию «маленького человека» , писатель возбуждает к нему чувства жалости и сострадания, призывает к социальному гуманизму, к человечности, напоминает сослуживцам башмачкина, что он их брат. также в повести автор убеждает, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.
тема «маленького человека» прозвучала также в “повести о капитане копейкине. ” в ней рассказана драматическая об инвалиде - герое отечественной войны 1812 года, прибывшем в петербург за «монаршей милостью» . защищая родину, он потерял руку и ногу и лишился каких бы то ни было средств к существованию. капитан копейкин добивался встречи с самим министром, который оказался черствым, бездушным чиновником. “маленький человек “ попал в беду, из которой нет никакого выхода. а всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида.
символом государственной власти выступает и петербург - чинный, важный, утопающий в роскоши. этот город, в котором совершенно невозможно жить бедному человеку. петербург - , жестокий город, бесконечно чужд “маленькому человеку. ” к нему, этому человеку, равнодушен и министр. он не только не инвалиду, но возмутившись его “”, распорядился выслать его из столицы. вскоре копейкин стал атаманом появившийся в рязанских лесах “шайки разбойников”, грабившей казну и беднякам.
1. Что особенного было в смерти Базарова? Он не был ранен на войне, не был ранен, защищая женщину\ребёнка. Ничего героического в этой смерти нет. Разве только то, как он воспринял эту смерть.2. Смотря с какого ракурса рассматривать этих людей. С одной стороны, это люди, которые хотят внести в развитие мира что-то своё, что-то новое. С другой стороны, они только "ломают" всё:
—Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
— Все?
—Все.
— Как? Не только искусство, поэзию... но и...
— Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
— Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович. — Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить.
— Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.