Сравните рассказ конь с розовой гриврй с рассказом Виктора Петровича "Васюткино озеро" .Что общего между этими произведениями? Какой из рассказов вам понравился больше и почему?
еприязнь реакционной дворянской среды вызывали и так называемые ланкастерские школы взаимного обучения для народа, возникшие в Петербурге в 1821 —1822 гг. Школы эти, высоко ценимые декабристами, организовывались передовыми офицерами для обучения солдат. «Первый декабрист» 2 В. Ф. Раевский был арестован за пропаганду среди солдат именно на уроках в ланкастерской школе, заведенной в дивизии декабриста генерала М. Ф. Орлова. Реплика княгини Тугоуховской:
* Нет, в Петербурге Институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: * Там упражняются в расколах и в безверьи Профессоры!! —
напоминала современникам об обвиненных в 1821 г. профессорах института Галиче, Арсеньеве и других в «открытом отвержении истин священного писания и христианства, соединяющемся всегда с покушением ниспровергнуть и законные власти». Гасителем просвещения был и Ученый комитет, упоминаемый в комедии. Майор В. Ф. Раевский, связанный с декабристским движением, был арестован за четыре года до восстания декабристов. В истории освободительного движения он получил название «первого декабриста».
Сатиричность изображения фамусовского общества не нарушала исторической верности нарисованной в пьесе картины его жизни и быта. Реакционная критика пыталась опорочить «Горе от ума», умалить значение комедии обвинением в предвзятой карикатурности, нарушающей жизненную реальность. Однако в отличие от большинства сатирических комедий XVIII в. Грибоедов дает не абстрактное олицетворение порока, а, как правильно заметил Пушкин, «резкую картину нравов». Фамусовы, скалозубы, хлёсто-вы, тугоуховские и им подобные, хотя и носят в духе старой комической традиции нарочито подобранные фамилии, вовсе не карикатуры. Подобно персонажам «Мертвых душ» Гоголя, грибоедов-ские герои смешны или отвратительны не потому, что их сделал такими в своих сатирических целях автор, а потому, что они таковы в самой действительности.
Вот комическая пара супругов Горичей. Муж, когда-то друг Чацкого, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся; по меткому определению Чацкого: «муж-мальчик, муж-слуга… идеал московских всех мужей». Он живет под башмаком своей жены, приторной, жеманной, светской московской дамы.
* Властно и чинно держит себя важная московская барыня, старуха Хлёстова — обломок старого XVIII в., с моськой, с арапкой-девочкой, которую она и за человека-то не считает. Под стать ей старый князь Петр — такая же руина И рядом — * …человек… светский, Отъявленный мошенник, плут: * Антон Антоныч Загорецкий…
Как замечает Гоголь, «отъявленный мерзавец Загорецкий, везде ругаемый и, к изумленью, всюду принимаемый, лгун, плут, но в то же время мастер угодить всякому сколько-нибудь значительному или сильному лицу доставленьем ему того, к чему он греховно падок, готовый, в случае надобности, сделаться патриотом и ратоборцем нравственности, зажечь костры и на них предать пламени все книги, какие ни есть на свете, а в том числе и сочинителей даже самих басен за их вечные насмешки над львами и орлами и сим обнаруживший, что, не бояся ничего, даже самой позорнейшей брани, боится, однако ж, насмешки, как черт креста» ‘.
Характерен для фамусовского общества и никчемный крикун Репетилов. Образ Репетилова имеет очень большое значение для понимания идейного замысла комедии и уяснения политической обстановки, сложившейся в начале 20-х гг.
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич родился 3 (15) октября 1814 года в Москве. Умер 15 (27) июля 1841 года, у подножия горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области. Автор лирических стихотворений "Ангел" (1831), "Парус", "Русалка" (оба - 1832), "Смерть Поэта" (1837, опубликовано за границей 12858, в России полностью - 1860), "Бородино" (1837), "Кинжал", "Дума" (оба -- 1838), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную"), "Дары Терека" (все -- 1839), "Как часто, пестрою толпою окружен", "И скучно и грустно", "Казачья колыбельная песня", "Журналист, читатель и писатель", "Воздушный корабль", "Благодарность", "Из Гёте", "Тучи", "Валерик", "Завещание" ("Наедине с тобою, брат") (все--1840), "Родина", "Прощай, немытая Россия" (опубликовано 1890), "Утес", "Спор", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана"), "Тамара", "Листок", "Выхожу один я на дорогу", "Морская царевна", "Пророк" (все --1841)и поэм "Последний сын вольности" (1831, опубликовано 1910), "Измаил-Бей" (1832, опубликовано 1843), "Хаджи Абрек" (1833, опубликовано 1835), "Боярин Орша" (1835--36, опубликовано 1883), "Сашка" (1835--36?, опубликовано 1882), "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", "Тамбовская казначейша" (обе -- 1838), "Мцыри" (1840), "Сказка для детей" (незаконч., опубликована 1842), "Демон" (8 редакция, 1829--39, опубликована в Германии 1856, в России полностью-1860), а также автор драмы "Маскарад" (в стихах; 3 ред., 1835--36, опубликована 1842, поставлена в отрывках 1852, полностью -1862) и романов "Княгиня Лиговская" (1836, неоконченный.; опубликован 1882), "Герой нашего времени" (1839--40).
н
еприязнь реакционной дворянской среды вызывали и так называемые ланкастерские школы взаимного обучения для народа, возникшие в Петербурге в 1821 —1822 гг. Школы эти, высоко ценимые декабристами, организовывались передовыми офицерами для обучения солдат. «Первый декабрист» 2 В. Ф. Раевский был арестован за пропаганду среди солдат именно на уроках в ланкастерской школе, заведенной в дивизии декабриста генерала М. Ф. Орлова. Реплика княгини Тугоуховской:* Нет, в Петербурге Институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
* Там упражняются в расколах и в безверьи Профессоры!! —
напоминала современникам об обвиненных в 1821 г. профессорах института Галиче, Арсеньеве и других в «открытом отвержении истин священного писания и христианства, соединяющемся всегда с покушением ниспровергнуть и законные власти». Гасителем просвещения был и Ученый комитет, упоминаемый в комедии. Майор В. Ф. Раевский, связанный с декабристским движением, был арестован за четыре года до восстания декабристов. В истории освободительного движения он получил название «первого декабриста».
Сатиричность изображения фамусовского общества не нарушала исторической верности нарисованной в пьесе картины его жизни и быта. Реакционная критика пыталась опорочить «Горе от ума», умалить значение комедии обвинением в предвзятой карикатурности, нарушающей жизненную реальность. Однако в отличие от большинства сатирических комедий XVIII в. Грибоедов дает не абстрактное олицетворение порока, а, как правильно заметил Пушкин, «резкую картину нравов». Фамусовы, скалозубы, хлёсто-вы, тугоуховские и им подобные, хотя и носят в духе старой комической традиции нарочито подобранные фамилии, вовсе не карикатуры. Подобно персонажам «Мертвых душ» Гоголя, грибоедов-ские герои смешны или отвратительны не потому, что их сделал такими в своих сатирических целях автор, а потому, что они таковы в самой действительности.
Вот комическая пара супругов Горичей. Муж, когда-то друг Чацкого, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся; по меткому определению Чацкого: «муж-мальчик, муж-слуга… идеал московских всех мужей». Он живет под башмаком своей жены, приторной, жеманной, светской московской дамы.
* Властно и чинно держит себя важная московская барыня, старуха Хлёстова — обломок старого XVIII в., с моськой, с арапкой-девочкой, которую она и за человека-то не считает. Под стать ей старый князь Петр — такая же руина И рядом —
* …человек… светский, Отъявленный мошенник, плут:
* Антон Антоныч Загорецкий…
Как замечает Гоголь, «отъявленный мерзавец Загорецкий, везде ругаемый и, к изумленью, всюду принимаемый, лгун, плут, но в то же время мастер угодить всякому сколько-нибудь значительному или сильному лицу доставленьем ему того, к чему он греховно падок, готовый, в случае надобности, сделаться патриотом и ратоборцем нравственности, зажечь костры и на них предать пламени все книги, какие ни есть на свете, а в том числе и сочинителей даже самих басен за их вечные насмешки над львами и орлами и сим обнаруживший, что, не бояся ничего, даже самой позорнейшей брани, боится, однако ж, насмешки, как черт креста» ‘.
Характерен для фамусовского общества и никчемный крикун Репетилов. Образ Репетилова имеет очень большое значение для понимания идейного замысла комедии и уяснения политической обстановки, сложившейся в начале 20-х гг.
Не знаю даже ну походу Лермонтов больше подходит!
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич родился 3 (15) октября 1814 года в Москве. Умер 15 (27) июля 1841 года, у подножия горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области. Автор лирических стихотворений "Ангел" (1831), "Парус", "Русалка" (оба - 1832), "Смерть Поэта" (1837, опубликовано за границей 12858, в России полностью - 1860), "Бородино" (1837), "Кинжал", "Дума" (оба -- 1838), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную"), "Дары Терека" (все -- 1839), "Как часто, пестрою толпою окружен", "И скучно и грустно", "Казачья колыбельная песня", "Журналист, читатель и писатель", "Воздушный корабль", "Благодарность", "Из Гёте", "Тучи", "Валерик", "Завещание" ("Наедине с тобою, брат") (все--1840), "Родина", "Прощай, немытая Россия" (опубликовано 1890), "Утес", "Спор", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана"), "Тамара", "Листок", "Выхожу один я на дорогу", "Морская царевна", "Пророк" (все --1841)и поэм "Последний сын вольности" (1831, опубликовано 1910), "Измаил-Бей" (1832, опубликовано 1843), "Хаджи Абрек" (1833, опубликовано 1835), "Боярин Орша" (1835--36, опубликовано 1883), "Сашка" (1835--36?, опубликовано 1882), "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", "Тамбовская казначейша" (обе -- 1838), "Мцыри" (1840), "Сказка для детей" (незаконч., опубликована 1842), "Демон" (8 редакция, 1829--39, опубликована в Германии 1856, в России полностью-1860), а также автор драмы "Маскарад" (в стихах; 3 ред., 1835--36, опубликована 1842, поставлена в отрывках 1852, полностью -1862) и романов "Княгиня Лиговская" (1836, неоконченный.; опубликован 1882), "Герой нашего времени" (1839--40).