Сравните сказку «Щелкунчик и Мышиный король» с любой волшебной сказкой, изученной ране. . Результаты сравнения оформите в виде диаграммы Венна. Особенности волшебных Особенности волшебного Гофмана сказок Двоемирие Волшебные Волшебный предмет Магические числа Победа добра над злом
Главный герой повести пётр андреевич гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. в гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью- качествами, которые присущи отцу. андрей петрович гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам работать карьеру при дворе. потому-то он не захотел посылать на службу в петербург, в гвардию, своего сына петрушу: "чему научиться он, служа в петербурге? мотать да повесничать? – говорит андрей петрович своей жене. – нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон". в напутствиях сыну гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: " служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". это напутствие отца остаётся с гринёвым на всю жизнь и петруши не сбиться с правильного пути. большое влияние на гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же пора и друг- савельич. савельич считает своим долгом служить петруше и быть ему преданным от начала до конца. его преданность своим далека от рабской принадлежности. в детские годы петруши савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает гринёву важные советы, которые петру гринёву в будущем. такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного петра гринёва, который впервой напился и вёл себя неприглядно: " кажется, ни батюшка, ни дедуля пьяницами не бывали; о матушке и изрекать нечего… ". так, отец гринёва и его верный слуга савельич, воспитали в петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага. первый раз пётр гринёв поступил по чести, вернув карточный задолженность, хотя в той ситуации савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта. но благородство взяло верх. казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается. человек чести, по-моему, вечно добр и бескорыстен в общении с другими. например, пётр гринёв, несмотря на недовольство савельича, бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. этот поступок в будущем спас им обоим жизни. этот момент как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье. нравственные испытания ожидали гринёва и в белгородской крепости, где он служил. там пётр познакомился с дочерью начальника миронова. из-за маши пётр поссорился со своим подлым товарищем швабриным, который, как позднее выяснилось, сватался к ней, но получил отказ. не желая, чтобы кто-то безнаказанно порочил доброе имя маши, гринёв вызывает обидчика на дуэль. он поступил как настоящий мужчина.
Весной в своих грядах так рылся огородник, как будто бы хотел он вырыть клад: мужик ретивый был работник, и дюж, и свеж на взгляд; под огурцы одни он взрыл с полсотни гряд. двор обо двор с ним жил охотник до огородов и садов, великий краснобай, названный друг природы, недоученный филосо́ф, 10который лишь из книг болтал про огороды. однако ж, за своим он вздумал сам ходить и тоже огурцы садить; а между тем смеялся так соседу: «сосед, как хочешь ты потей, а я с работою моей далеко от тебя уеду, и огород твой при моем казаться будет пустырем. да, правду говорить, я и тому дивился, 20что огородишко твой кое-как идет. как ты еще не разорился? ты, чай, ведь никаким наукам не учился? » «и некогда», соседа был ответ. «прилежность, навык, руки: вот все мои тут и науки; мне бог и с ними хлеб дает».— «невежа! восставать против наук ты смеешь? » — «нет, барин, не толкуй моих так криво слов: коль ты что́ путное затеешь, 30я перенять всегда готов».— «а вот, увидишь ты, лишь лета б нам » — «но, барин, не пора ль за дело приниматься? уж я кой-что посеял, посадил; а ты и гряд еще не взрыл».— «да, я не взрыл, за недосугом: я всё читал и вычитал, чем лучше: заступом их взрыть, сохой иль плугом. но время еще не уйдет».— 40«как вас, а нас оно не ждет», последний отвечал,— и тут же с ним расстался, взяв заступ свой; а филосо́ф пошел домой. читал, выписывал, справлялся, и в книгах рылся и в грядах, с утра до вечера в трудах. едва с одной работой сладит, чуть на грядах лишь что взойдет. в журналах новость он найдет — 50всё перероет, пересадит на новый лад и образец. какой же вылился конец? у огородника взошло всё и поспело: он с прибылью, и в шляпе дело; а филосо́ф — без огурцов.
как будто бы хотел он вырыть клад:
мужик ретивый был работник,
и дюж, и свеж на взгляд;
под огурцы одни он взрыл с полсотни гряд.
двор обо двор с ним жил охотник
до огородов и садов,
великий краснобай, названный друг природы,
недоученный филосо́ф,
10который лишь из книг болтал про огороды.
однако ж, за своим он вздумал сам ходить
и тоже огурцы садить;
а между тем смеялся так соседу:
«сосед, как хочешь ты потей,
а я с работою моей
далеко от тебя уеду,
и огород твой при моем
казаться будет пустырем.
да, правду говорить, я и тому дивился,
20что огородишко твой кое-как идет.
как ты еще не разорился?
ты, чай, ведь никаким наукам не учился? »
«и некогда», соседа был ответ.
«прилежность, навык, руки:
вот все мои тут и науки;
мне бог и с ними хлеб дает».—
«невежа! восставать против наук ты смеешь? » —
«нет, барин, не толкуй моих так криво слов:
коль ты что́ путное затеешь,
30я перенять всегда готов».—
«а вот, увидишь ты, лишь лета б нам » —
«но, барин, не пора ль за дело приниматься?
уж я кой-что посеял, посадил;
а ты и гряд еще не взрыл».—
«да, я не взрыл, за недосугом:
я всё читал
и вычитал,
чем лучше: заступом их взрыть, сохой иль плугом.
но время еще не уйдет».—
40«как вас, а нас оно не ждет»,
последний отвечал,— и тут же с ним расстался,
взяв заступ свой;
а филосо́ф пошел домой.
читал, выписывал, справлялся,
и в книгах рылся и в грядах,
с утра до вечера в трудах.
едва с одной работой сладит,
чуть на грядах лишь что взойдет.
в журналах новость он найдет —
50всё перероет, пересадит
на новый лад и образец.
какой же вылился конец?
у огородника взошло всё и поспело:
он с прибылью, и в шляпе дело;
а филосо́ф —
без огурцов.