1) Стихотворение, посвященное прощанию с морем было написано в связи с отъездом А. С. Пушкина из Одессы, где он год прожил в ссылке, в новую ссылку — в село Михайловское. Первоначальная редакция была создана в Одессе, в Михайловском добавились строфы о Наполеоне и о Байроне. Центральная по значению тринадцатая строфа была подвергнута цензуре, поэтому полная версия появилась в печати уже после смерти Пушкина.
2) Основной мотив – мотив неуправляемости морской стихии. Пушкин сранивает морскую стихию с двумя ключевыми для своего времени фигурами – Байроном и Наполеоном, находя в них дух моря со свойственной ему непокорностью. Также осмысляет Наполеона с исторической точки зрения. Вместе с тем море у Пушкина – символ человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно.
3) Жанр – историческая элегия, размер четырехстопный ямб (с усеченной четной стопой), схема рифмы аbab.
4) Лирический герой сближается с личностью автора. Море, стихия, буря, гроза для него прочувствовать, выразить свободу политическую или личную. В море он видит аналогии со стихиями в политической жизни: бунтами, революциями, восстаниями. Для лирического героя море подобно живому существу, одержимому мятежными порывами духа.
5) Для стихотворения характерна инверсия (Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз), риторические вопросы (О чём жалеть? Куда бы ныне я путь беспечный устремил?), прием олицетворения (море уподобляется живой стихии) и эпитеты (смиренный парус, в пустыни молчаливы и др.)
6) Стихотворение наводит размышления о свободе – как творческой, так и духовной.
Предком Михаила Юрьевича был пленный шотландец, дворянин Георг Лермонт, который, попав в XVIII веке в Россию, принял православие и остался в стране. По другим данным, род писателя происходит от жившего в ХІІІ веке поэта и ясновидца Томаса Лермонта. Когда Михаил появился на свет, принимавшая роды акушерка сразу сказала, что мальчик умрет не своей смертью. Детство Лермонтова в имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая также была крестной поэта. Женщина располагала значительными материальными средствами, поэтому была в состоянии оплачивать дорогостоящее образование внука. Именно Елизавета Алексеевна дала Лермонтову имя Михаил. В юношестве Михаил Юрьевич любил проводить время за решением математических задач. Лермонтов был неразборчив в еде и мог за раз съесть достаточно много, чем очень забавлял друзей. Как-то они решили разыграть Михаила Юрьевича – после долгой прогулки они угостили его специально испеченными булочками с опилками. Съев две, Лермонтов ничего не заметил, но, когда друзья открыли ему правду, очень обиделся и с тех пор ел только дома.
с морем было написано в связи с отъездом А. С. Пушкина из Одессы, где он год
прожил в ссылке, в новую ссылку — в село Михайловское. Первоначальная редакция
была создана в Одессе, в Михайловском добавились строфы о Наполеоне и о
Байроне. Центральная по значению тринадцатая строфа была подвергнута цензуре,
поэтому полная версия появилась в печати уже после смерти Пушкина.
2) Основной мотив – мотив неуправляемости
морской стихии. Пушкин сранивает морскую стихию с двумя ключевыми для своего
времени фигурами – Байроном и Наполеоном, находя в них дух моря со свойственной
ему непокорностью. Также осмысляет Наполеона с исторической точки зрения.
Вместе с тем море у Пушкина – символ человеческой жизни, которая может «вынести»
куда угодно.
3) Жанр – историческая элегия, размер
четырехстопный ямб (с усеченной четной стопой), схема рифмы аbab.
4) Лирический герой сближается с
личностью автора. Море, стихия, буря, гроза для него прочувствовать,
выразить свободу политическую или личную. В море он видит аналогии со стихиями
в политической жизни: бунтами, революциями, восстаниями. Для лирического героя море
подобно живому существу, одержимому мятежными порывами духа.
5) Для стихотворения характерна
инверсия (Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз),
риторические вопросы (О чём жалеть? Куда бы ныне я путь беспечный устремил?),
прием олицетворения (море уподобляется живой стихии) и эпитеты (смиренный парус,
в пустыни молчаливы и др.)
6) Стихотворение наводит размышления
о свободе – как творческой, так и духовной.
Когда Михаил появился на свет, принимавшая роды акушерка сразу сказала, что мальчик умрет не своей смертью.
Детство Лермонтова в имении бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая также была крестной поэта. Женщина располагала значительными материальными средствами, поэтому была в состоянии оплачивать дорогостоящее образование внука. Именно Елизавета Алексеевна дала Лермонтову имя Михаил.
В юношестве Михаил Юрьевич любил проводить время за решением математических задач.
Лермонтов был неразборчив в еде и мог за раз съесть достаточно много, чем очень забавлял друзей. Как-то они решили разыграть Михаила Юрьевича – после долгой прогулки они угостили его специально испеченными булочками с опилками. Съев две, Лермонтов ничего не заметил, но, когда друзья открыли ему правду, очень обиделся и с тех пор ел только дома.