“Пиковая дама” — одно из тех произведений, с которыми время и культура сыграли злую шутку. Самостоятельной жизнью оно прожило довольно недолго. Современный читатель знает и осмысляет повесть Пушкина в неразрывной связи с одноименной оперой П. И. Чайковского. Более того, оперный фантастический город, блестящий гусар Герман, старая графиня и ее внучка Лиза, наследница всех ее богатств — все эти сценические зримые и слышимые образы, созданные Чайковским-романтиком, подчас заслоняют в нашем восприятии героев пушкинской повести.
Между тем повесть “Пиковая дама” — позднее реалистическое произведение Пушкина. Поведение и поступки главного героя мотивируются местом и временем действия (перед нами “петербургская повесть”), материальным состоянием героя и его положением в обществе. Даже сама тема карт, игры оказывается тесно привязанной к описываемой эпохе. Поэтому изучение повести требует значительного исторического комментария, введения учащихся в особенности быта России XVIII, XIX веков.
Как и другие творения А.С. Пушкина 30-х годов, “Пиковая дама” произведение, открывшее новые темы, поставившее во решением которых займутся писатели последующих поколений. Так, например, Пушкин ставит во о воздействии принципа “все дозволено” на тех, кто ему следует; во о праве на убийство одного человека, старого, мучающего окружающих, ради счастья и процветания молодой жизни; неразрешимый для автора “петербургской повести” во о карточной игре как “самой сильной из страстей” и др. Развивается тема “маленького человека”, рассматривается идея наполеонизма, во власти которой окажутся позднее герои Толстого и Достоевского. “Именно в этот период художественное мастерство поэта достигло особой зрелости и глубины. Создания этих лет…предсказали пути Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова” (Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. —СПб: Искусство, 1994)
1. На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. На самом же деле его могущество мнимое. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции — а судить некого. «Тогда суди себя сам, — говорит король. — Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
Отметим, что здесь писатель использует устойчивое выражение судить самого себя — больше-то на этой планете судить некого! И в самом деле, судить себя очень трудно.
На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но и на этой планете всего один человек — он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. На его взгляд, «взрослые — очень странные люди». Так писатель показывает, как глупо выглядит тщеславный человек.
В каждой главе Маленький принц встречает людей, олицетворяющих какой-то грех: властолюбца, тщеславного человека, пьяницу, делового человека, который мечтал быть богатым. Причем богатство ему нужно для того, чтобы покупать еще и еще. «Он рассуждает почти как тот пьяница», — думает Маленький принц. Он все больше убеждается в том, что «взрослые и правда поразительный народ». Отметим прием иронии, с которой изображаются низменные человеческие качества.
“Пиковая дама” — одно из тех произведений, с которыми время и культура сыграли злую шутку. Самостоятельной жизнью оно прожило довольно недолго. Современный читатель знает и осмысляет повесть Пушкина в неразрывной связи с одноименной оперой П. И. Чайковского. Более того, оперный фантастический город, блестящий гусар Герман, старая графиня и ее внучка Лиза, наследница всех ее богатств — все эти сценические зримые и слышимые образы, созданные Чайковским-романтиком, подчас заслоняют в нашем восприятии героев пушкинской повести.
Между тем повесть “Пиковая дама” — позднее реалистическое произведение Пушкина. Поведение и поступки главного героя мотивируются местом и временем действия (перед нами “петербургская повесть”), материальным состоянием героя и его положением в обществе. Даже сама тема карт, игры оказывается тесно привязанной к описываемой эпохе. Поэтому изучение повести требует значительного исторического комментария, введения учащихся в особенности быта России XVIII, XIX веков.
Как и другие творения А.С. Пушкина 30-х годов, “Пиковая дама” произведение, открывшее новые темы, поставившее во решением которых займутся писатели последующих поколений. Так, например, Пушкин ставит во о воздействии принципа “все дозволено” на тех, кто ему следует; во о праве на убийство одного человека, старого, мучающего окружающих, ради счастья и процветания молодой жизни; неразрешимый для автора “петербургской повести” во о карточной игре как “самой сильной из страстей” и др. Развивается тема “маленького человека”, рассматривается идея наполеонизма, во власти которой окажутся позднее герои Толстого и Достоевского. “Именно в этот период художественное мастерство поэта достигло особой зрелости и глубины. Создания этих лет…предсказали пути Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова” (Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. —СПб: Искусство, 1994)
Объяснение:
1. На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. На самом же деле его могущество мнимое. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции — а судить некого. «Тогда суди себя сам, — говорит король. — Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
Отметим, что здесь писатель использует устойчивое выражение судить самого себя — больше-то на этой планете судить некого! И в самом деле, судить себя очень трудно.
На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но и на этой планете всего один человек — он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. На его взгляд, «взрослые — очень странные люди». Так писатель показывает, как глупо выглядит тщеславный человек.
В каждой главе Маленький принц встречает людей, олицетворяющих какой-то грех: властолюбца, тщеславного человека, пьяницу, делового человека, который мечтал быть богатым. Причем богатство ему нужно для того, чтобы покупать еще и еще. «Он рассуждает почти как тот пьяница», — думает Маленький принц. Он все больше убеждается в том, что «взрослые и правда поразительный народ». Отметим прием иронии, с которой изображаются низменные человеческие качества.
2. Пересказ я думаю ты и сама сможешь выполнить )