Человека всегда восхищала, удивляла, манила, впечатляла природа, которая предстает в разных ракурсах в определенное время суток, в определенное время года. в поэтическом восприятии пейзаж по-своему прекрасен. особенной утонченной эстетикой в пейзажной лирике отличался защитник идеалов «чистого искусства» , предшественник старших символистов к. и брюсова, а. а. фет, судьба которого складывалась весьма трагично и нелегко. его творчество существовало как будто обособленно от него, как от человека. в 1850е годы фет демонстративно и рьяно отстаивает право поэзии на отрешенность, отстраненность от «злобы дня» и приземленных насущных тем, отстаивает пропаганду «вечных тем» искусства. в это время пишутся особо красочные и выразительные стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике, пронизанные восхищением красотой пейзажей, удивлением прекрасной, словно живой природой. одним из таких стало лирическое произведение «зреет рожь над жаркой нивой… » изображение картины заката представлено как необыкновенное минутное зрелище, которым восхищается лирический субъект. в этом проявляется свойственная фету импрессионистичность – способность уловить, запечатлеть мгновение . масштабность этого мгновения, этого пейзажа определяет своеобразный в стихотворении хронотоп. с одной стороны, есть внимание к деталям – сужение пространства, усиливающееся повторами и многосоюзием: « зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы…» . с другой стороны, масштабность возрастает «гонит ветер прихотливой» ; в стихотворении охватывается большое открытое пространство, бесконечные дали : «но широко в область ночи день объятия раскинул» ; « над безбрежной жатвой хлеба…» . хронотоп непосредственно влияет на восприятие этой мгновенной картины лирическим субъектом, позволяет ему ярче запомнить этот момент во всех красках и пространственности. краски в стихотворении представлены светлые, яркие, живописные, но множества оттенков и цветов фет не использует, вполне достаточно эпитета «золотые переливы» - золотой цвет это как и цвет нивы, так и цвет заходящего солнца, говоря о котором поэт использует яркий перифраз, в котором заключено и символическое восприятие « огнедышащее око» . солнечный жар приписывается свойствам огня, которым солнце «дышит» - символическое значение; око-солнце за всеми наблюдает, смотрит, словно какое-то высшее живое существо – в этом словосочетания.