В стихотворении Некрасова «Железная дорога» людское общество полно противоречий, трагизма, безысходности и драматичных столкновений. Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе, — описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани — это не только условный прием, а реальное состояние мальчика, в чьем растревоженном воображении рассказ о страданиях строителей дороги рождает фантастические картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами.В картине сна труд предстает и как небывалое страдание, и как осознаваемый самим народом подвиг .Отсюда та высокая патетическая манера, в которой говорится о людях, вызвавших к жизни бесплодные дебри и обретших в них могилу. Картина свежей и прекрасной природы, открывающая стихотворение, не только контрастирует с картиной сна, но и соотнесена с ней в величии и поэтичности.
Иное — картина пробуждения. Если ранее автор был патетичен, то здесь проявляется явная ирония. “На сцену” выходит папаша-генерал в довольно необычной для него роли — защитника эстетических ценностей! И опять разговор идет по самому большому счету. Генерал предъявляет обвинение уже не народу, а народам. С бесцеремонным хохотом входящий в стихотворение и тем нарушающий высоко трагическую поэзию сна, генерал прежде всего не эстетичен и уже этим противостоит картинам природы, народному труду, заявленным и оправданным в своей красоте и высокой нравственности. Именно согласно генеральскому пожеланию и пониманию показывает автор “светлую сторону”: забитый и ограбленный народ везет на себе подрядчика, торжествующую скотину с этими его “шапки долой — коли я говорю!” и “поздравляю”. Самая “светлая” картина оказывается в стихотворении самой мрачной... Выпряг народ лошадей - и купчину С криком “ура!” по дороге помчал... Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?.. Стихотворение “Железная дорога” остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.
Он сразу побежал к нему и увидел, ка тот на дереве сидит, играет в приставку. -- Давай! Левой, а потом правой! Вперёд! Урааа! Я победил! Тут богатырь его спросил: -- А во что это ты играешь ? -- В футбол на приставке! --А уровень какой? -- Восьмой! --Ого! Я только на пятом! Богатырь его спросил: -- Как ты там оказался? Мальчик ответил: -- Меня мама домашку делать заставила! Вот я и убежал от неё подальше. С перепугу залез. --Я сейчас тебя сниму и ты бегом помчишь делать урок. А то на контрольной нечего знать не будешь! Ведь учение свет, а не ученье тьма! Кузьма снял мальчишку и он сказал ему: --Возьми мою приставку! --- Нет. Я лучше книгу почитаю, интереснее и полезнее! Так и закончилась эта короткая, но интересная история!
Иное — картина пробуждения. Если ранее автор был патетичен, то здесь проявляется явная ирония. “На сцену” выходит папаша-генерал в довольно необычной для него роли — защитника эстетических ценностей! И опять разговор идет по самому большому счету. Генерал предъявляет обвинение уже не народу, а народам. С бесцеремонным хохотом входящий в стихотворение и тем нарушающий высоко трагическую поэзию сна, генерал прежде всего не эстетичен и уже этим противостоит картинам природы, народному труду, заявленным и оправданным в своей красоте и высокой нравственности. Именно согласно генеральскому пожеланию и пониманию показывает автор “светлую сторону”: забитый и ограбленный народ везет на себе подрядчика, торжествующую скотину с этими его “шапки долой — коли я говорю!” и “поздравляю”. Самая “светлая” картина оказывается в стихотворении самой мрачной...
Выпряг народ лошадей - и купчину
С криком “ура!” по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?.. Стихотворение “Железная дорога” остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.
-- Давай! Левой, а потом правой! Вперёд! Урааа! Я победил!
Тут богатырь его спросил:
-- А во что это ты играешь ?
-- В футбол на приставке!
--А уровень какой?
-- Восьмой!
--Ого! Я только на пятом!
Богатырь его спросил:
-- Как ты там оказался?
Мальчик ответил:
-- Меня мама домашку делать заставила! Вот я и убежал от неё подальше. С перепугу залез.
--Я сейчас тебя сниму и ты бегом помчишь делать урок. А то на контрольной нечего знать не будешь! Ведь учение свет, а не ученье тьма!
Кузьма снял мальчишку и он сказал ему:
--Возьми мою приставку!
--- Нет. Я лучше книгу почитаю, интереснее и полезнее!
Так и закончилась эта короткая, но интересная история!